Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США — шаг в будущееБезбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Военно-морские силы США планируют разработку нового класса небольших быстродействующих боевых кораблей, которые смогут значительно увеличить численность надводного флота и будут обладать рядом ключевых характеристик современных военных судов: доступностью, адаптивностью и возможностью работы как с экипажем, так и без него.
Похоже, что из глубин океана появился демон, искушающий Пентагон. Его имя — Eureka Naval Craft, а его голос — Бо Джардин, глава этой компании. Бо Джардин уверен, что его предприятие может удовлетворить требования ВМС США к таким судам.

Каковы цели США в рамках программы по беспилотным и малым боевым кораблям ВМС? Новое семейство платформ для пополнения надводных сил, включающее беспилотные надводные суда (БНС) и корабли без экипажа. Одним из первых образцов этого нового семейства является модульный надводный боевой корабль с возможностью управления экипажем, известный как MASC.

Программа MASC нацелена на создание трех беспилотных надводных кораблей различного размера для ВМС США, каждый из которых будет оснащен модульной контейнерной полезной нагрузкой.
Первое судно, самое маленькое по размерам, сможет вмещать лишь один 20-футовый ISO-контейнер с полезной нагрузкой.
Второе судно MASC будет удовлетворять актуальную потребность в быстрой платформе, способной перевозить два 40-футовых ISO-контейнера.
Третье, наиболее крупное судно, сможет перевозить четыре 40-футовых ISO-контейнера.

MASC ранее входила в состав Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA), но теперь переходит в управление Управления по разработке беспилотных морских систем, известного в ВМС как PMS 406, и становится официальной программой по созданию беспилотных надводных судов. Подробнее о программе MASC можно узнать здесь.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Художественное изображение корабля «Бенгал-МК» с модульной полезной нагрузкой, в данном случае — с комплектом барражирующих боеприпасов
Компания Eureka Naval Craft разрабатывает судно, которое, по их мнению, идеально подходит для модульных систем вооружения — Bengal-Module Carrier, или Bengal-MC. Eureka утверждает, что судно предназначено для размещения разнообразного модульного вооружения, обладает возможностью быстрой интеграции автономных систем и подходит для выполнения боевых задач на море. В июне 2025 года компания ответила на запрос ВМС США о модульных системах вооружения с подробным предложением, основанным на конструкции судна.

Судно действительно вызывает интерес.

Гибридный катамаран на воздушной подушке Bengal-MC разработан для перевозки грузов весом до 40 тонн, достижения максимальной скорости более 50 узлов и преодоления расстояния в 1000 морских миль при скорости 38 узлов в условиях волнения моря до 3 баллов. При этом оно может работать как с экипажем, так и без него.

Судно построено на базе AIRCAT Crewliner 35 Surface Effect Ship (SES), которое уже используется в нефтегазовой отрасли. Компания Eureka намерена объединить проверенные технологии как из коммерческого сектора, так и из оборонной промышленности, чтобы предложить ВМС США беспилотные подводные аппараты нового поколения, начиная с MASC.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Действующий образец AIRCAT Crewliner 35
Компания Eureka считает, что устаревшие программы, такие как фрегаты класса Constellation, слишком медлительны, дорогостоящи и не обладают модульной структурой. Таким образом, компания считает, что переход ВМС на MASC обозначает революционный прорыв в военно-морских операциях.

MASC стремится создать военно-морские платформы нового поколения, которые будут сочетать модульность, адаптивность и уникальную способность функционировать как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах. Для достижения целей модульности компания Eureka с помощью специалистов SH Defence внедрила на борту «Бенгала» гибкую модульную систему боевой нагрузки. «Бенгал» может нести системы для атак по целям на море и суше, противовоздушной обороны, разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), а также широкий спектр вооружений и системы, обеспечивающие автономную работу с использованием искусственного интеллекта (ИИ).

Откуда все началось?

Специалисты Eureka также занимались охраной водных районов нефтегазодобычи. Одной из серьезных проблем, с которыми столкнулись многие компании, было то, что суда охраны, представленные на рынке, в основном представляли собой быстроходные суда поддержки, переоборудованные для охраны, без необходимых характеристик для борьбы с возникающими угрозами.
Эти суда были либо слишком медленными, либо имели ограниченную дальность хода, либо плохую остойчивость, из-за чего вести огонь с них было очень сложно. Такие суда могли поддерживать стабильную скорость 12–14 узлов, но не могли долго сохранять скорость выше 25–30 узлов из-за риска остаться без топлива.

Eureka реализовала концепцию, основанную на конструкции судна AIRCAT Crewliner 35, разработанного совместно французской компанией AIRCAT Vessels и норвежской компанией ESNA Naval Architects для Shell. Это судно обладает выдающимися характеристиками: высокой скоростью, большим запасом хода на высокой скорости и малой осадкой, позволяющей работать в прибрежных районах, куда большинство судов не заходят. Это стало основой для создания Eureka Naval Craft и сотрудничества с AIRCAT и ESNA.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Конструкция Bengal-MC представляет собой сочетание судна на воздушной подушке и катамарана и известна как корабль с поверхностным эффектом
Прообраз AIRCAT называется судном с поверхностным эффектом. Это проверенная технология. Корабль или судно на воздушной подушке с боковыми стенками сочетает в себе элементы судна на воздушной подушке и катамарана. Оно обладает всеми преимуществами обоих типов. Представьте себе гибрид судна на воздушной подушке и катамарана, вобравший в себя лучшие качества обеих конструкций. По сути, он поднимается на воздушной подушке, а только корма находится в воде, что позволяет ему резать воду винтами, как обычное судно, и одновременно использовать эффект воздушной подушки для уменьшения трения, обеспечивая плавность хода, как у судна на воздушной подушке.

Кроме того, небольшая осадка позволяет швартоваться к берегу, как десантному катеру, но с гораздо большей скоростью, как судну на воздушной подушке. Для поддержания юбки в надутом состоянии не требуется большого давления, а значит, она может выдержать значительные повреждения, как и судно на воздушной подушке. Если юбка сильно повреждена или её полностью сдуло, катамаран всё равно будет функционировать как обычное судно.

Первоначальная версия на базе AIRCAT была названа Bengal-Module Carrier (MC) Modular Attack Surface Craft. Название AIRCAT сохранено, чтобы связать его с проверенной и используемой моделью AIRCAT Crewliner 35, на основе которой он создан. По сути, это тот же корпус, который предлагается для оборонных целей. В настоящее время три коммерческих судна находятся на службе у компании TotalEnergies, занимающейся добычей нефти и газа у берегов Анголы.
Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
В основе Bengal-MC лежит AIRCAT Crewliner 35
Тот факт, что эти суда пришли из коммерческого сектора нефтегазовой отрасли, предоставляет военному миру ряд значительных преимуществ. Во-первых, уже налажены цепочки поставок. Кроме того, в нефтегазовой отрасли безопасность людей имеет первостепенное значение. Ещё одним важным моментом для этой отрасли является эффективность. Bengal-MC очень устойчива на воде и плавно движется даже на больших скоростях. Это напрямую влияет на точность и эффективность систем вооружения, поскольку речь идет о весьма устойчивой платформе для оружия.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Еще одно важное слово — модульность. То, что предлагает Eureka, — это реальность, а не несбыточная мечта. Предлагается 40 тонн полезной нагрузки для одного варианта судна, что составляет два 40-футовых контейнера или четыре 20-футовых контейнера, либо комбинацию различных контейнеров.

При такой полезной нагрузке ВМС хотят, чтобы минимальная крейсерская скорость составляла 25 узлов. Как правило, движение судна со скоростью 25 узлов в течение длительного времени приводит к сокращению запаса хода. Причина такого требования к скорости в том, что ВМС поняли: в крупномасштабном конфликте всё, что движется со скоростью ниже 25 узлов, становится уязвимым. В бою необходимо быть маневренным и быстрым. Морские сражения будущего будут напоминать уличные бои, особенно в прибрежных зонах Индо-Тихоокеанского региона, где придется сражаться среди плотно расположенных островов и на мелководье.

Таким образом, для Bengal-MC важна способность поддерживать высокую скорость, оптимально крейсируя на 38–42 узлах, что значительно превышает требование программы MASC о 25 узлах. Вопрос в том, как долго это сможет продолжаться. В теории «Бенгал» в базовой конфигурации может преодолевать 1000 морских миль при 38 узлах в условиях волнения моря 3 балла и выдерживать волнения до 6 баллов. Как это будет на практике, особенно без экипажа, — вопрос открытый.

С теоретической точки зрения, с четырьмя крылатыми ракетами «Томагавк» в 40-футовом контейнере и дополнительным топливом «Бенгал» представляет угрозу для любой цели на расстоянии 3000 морских миль, если это беспилотная миссия в один конец. Это серьезная угроза с одной стороны, но также существуют большие сомнения в эффективности наведения и выборе целей.

Автономность — еще один ключевой аспект. Военно-морской флот заинтересован в проверенных системах автономности, поэтому Eureka Naval Craft объединилась с Greenroom Robotics. У последних имеется лучшая система морской автономности, уже продемонстрировавшая свои возможности в море.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Bengal-MC спроектирован как модульное судно с возможностью размещения экипажа
Тем не менее, стоит добавить в бочку оптимизма ведро пессимизма. Хотя беспилотные надводные суда являются значительным шагом вперед в выполнении боевых операций, они не могут заменить бесценные качества, которыми обладают моряки. В сложных и противоречивых условиях особенно важны адаптивность, рассудительность и стойкость человека. Слабость беспилотных систем, уязвимых к атакам РЭБ, может поставить под угрозу выполнение любой задачи. Поэтому, если и есть будущее для таких судов, то оно за модульными судами с возможностью управления непосредственно человеком, такими как Bengal-MC.

Платформа Bengal-MC оптимизирована для автономной и дистанционной работы. Она оснащена системами дистанционного управления, защищенной связью и надежными автономными системами управления, но также может вместить небольшой экипаж, если это необходимо. Платформа с полным набором оборудования может разместить от пяти до восьми человек, но для большинства миссий она предназначена для работы в беспилотном режиме или с сокращенным экипажем.

Очевидно, что сама идея безэкипажных/автономных судов вызывает интерес у многих командующих флотами. Существенная экономия средств на системах жизнеобеспечения — важный аспект.

Элементы жизнеобеспечения, такие как размещение и подача питьевой воды, хранение продуктов и утилизация сточных вод, необходимы там, где присутствует человек. В Bengal-MC эти системы интегрированы с самого начала благодаря конструкции AIRCAT 35 Crewliner, предназначенного для двойного использования.
Для управления Bengal-MC в качестве минимального экипажа требуется всего два палубных офицера и матрос-рулевой, а также экипаж для выполнения миссии. Матрос и второй палубный офицер могут выполнять также и другие функции, например, управлять дистанционно постом вооружения.
Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Художественное изображение корабля Bengal-MC с минным заградителем
Полностью безэкипажные боевые корабли (не следует путать с катерами-камикадзе) могут появиться в течение 8–10 лет. Эти суда, возможно, будут способны выполнять все задачи, но сегодня автономные суда еще не достигли этого этапа развития. Для повышения доверия к данным системам необходимо развивать опыт эксплуатации платформ с возможностью управления экипажем.

Как в настоящее время можно использовать морские беспилотные комплексы? Например, возможно запустить крылатую ракету с такого судна, если ракета находится в контейнере, подключенном к спутнику. На борту может находиться небольшая команда, управляющая физическим судном, а оператор системы управления может работать с системой вооружения из любой точки мира. В этом случае все выглядит неплохо, если только судно с ракетой не окажется под ударом средств РЭБ, которые могут помешать как оператору, так и ракете.

Таким образом, полностью отказаться от экипажа во всех миссиях невозможно. Однако разумное использование искусственного интеллекта может действительно снизить нагрузку на экипаж, который станет меньше и не будет находиться на линии огня, обслуживая оружейные установки, в то время как оружие будет запускаться автономно откуда-то извне.

Здесь значительно может помочь модульная конструкция судна, которая упрощает интеграцию современных решений в области атаки и обороны. Платформа Bengal-MC соответствует стандарту ISO и подходит для стандартных морских контейнеров различных размеров, что обеспечивает быструю установку и надежное крепление разнообразного груза. Компания Eureka в сотрудничестве с SH Defense интегрировала систему надежной фиксации, состоящую из 58 гидравлических фиксаторов на палубе, способных надежно удерживать грузы стоимостью в несколько миллионов долларов.

Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
Изображение модульной системы установки мин на корме корабля Bengal-MC
Таким образом, у нас есть 10-футовая, 20-футовая или 40-футовая платформа/контейнер, и можно перевозить на ней/в нем разнообразную полезную нагрузку.
Например, Rheinmetall предлагает пушку Millennium с монтажной площадкой ISO и фиксаторами ISO. Почему бы не создать площадку нужного размера в задней части Bengal-MC для её установки?
Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США: инновационный шаг в будущее военно-морской мощи
SH Defense и Kongsberg работают над морской ударной ракетой (NSM), которая также может быть размещена в контейнере. На задней палубе можно разместить четыре таких контейнера, то есть на одном корабле будет 16 NSM. Судно также оборудовано тремя площадками для 30-миллиметровых автоматических пушек для периферийной защиты. Вопрос лишь в том, кто и как будет наводить эти пушки. Вероятно, на борту есть место для небольшого боевого информационного центра (БИЦ), но тогда возникает вопрос безопасности тех, кто будет работать в этом центре.

Броня также необходима. Если это не одноразовое судно-камикадзе, а это точно не оно, то броня должна быть установлена там, где это необходимо, например вокруг генераторов, двигателей, топливных баков и мостика. Наличие брони увеличивает стоимость судна, водоизмещение и другие характеристики. Но водоизмещение — это большие двигатели и генераторы, а генераторы — это системы радиоэлектронной борьбы или противодействия дронам, такие как Epirus, например.

Дополнительное водоизмещение может предоставить возможность разместить жилые модули для дополнительного персонала, например, если необходимо взять с собой группу спецназовцев. Или вертолет, например, МН-6. Или набор дронов.

Если пойти дальше, можно предположить, что самолеты ДРЛОиУ в небе могут подавать сигнал, направляя Bengal на цель, и противнику будет сложно понять, откуда исходит угроза из-за небольших размеров корабля и низкой радиоэлектронной активности.
Bengal может перемещаться и запускать ракеты, дроны-перехватчики, такие как Roadrunner от Anduril, или запускать CCA вблизи цели, оставаясь незамеченным. 40 тонн полезной нагрузки и большая площадь задней палубы на устойчивой платформе, движущейся с высокой скоростью, — это весьма привлекательный набор. Идея состоит в том, что «Бенгалы» будут работать «волчьими стаями».

«Волчья стая» малозаметных недорогих кораблей, несущих все необходимое для успешного выполнения боевого задания — это перспектива, которая вдохновляет многих адмиралов по всему миру. Однако такие стаи не появятся в ближайшее время, несмотря на усилия компаний, таких как Eureka Naval Craft. Тем не менее, определенные перспективы в этом направлении действительно существуют, и это нельзя игнорировать.

  • Роман Скоморохов
Источник
Оцените статью
Сitycelebrity