
Линейный корабль «Великий князь Константин»
Последние русские парусные линейные корабли были впечатляющими! «Двенадцать апостолов», «Париж», «Великий князь Константин»: 130 стволов, из которых 28 — 68-фунтовые бомбические орудия, полностью уничтожившие турецкую эскадру при Синопе! Их орудия позволили Севастополю удерживаться почти год, но сами корабли к тому времени застряли в иле на входе в Ахтиярскую бухту. Решение о затоплении Черноморского флота можно считать спорным, но… Необходимо признать — у них не было будущего!
Когда упоминают, что капитаны парусных судов не испытывали симпатии к пароходам, стоит уточнить: они не одобряли пароходы, переделанные из парусников, и не без оснований! Паровая установка, установленная в трюме неподходящего корабля, занимала место, необходимое для артиллерии, боеприпасов, провизии, воды или экипажа. При этом выгоды, которые давали первые паровые машины, были неочевидны: на парусных переделках можно было развивать три узла, а при традиционной буксировке — два. И стоит ли было ради одного узла скорости затевать такую переделку? Тем более, что под парусами переделки показывали худшие результаты, чем нормальные парусники — винт тормозил движение.
Собственно, именно таким и был «Константин» — парусный линейный корабль, который в процессе тимберовки в 1852-54 годах был оснащён паровой машиной мощностью 450 лошадиных сил. За установку машины пришлось пожертвовать артиллерийской мощью: вместо 82 орудий осталось 74. Впрочем, к концу Крымской войны стало очевидно: эпоха деревянных линейных кораблей завершилась!

Плавучая батарея «Девастасьён»
Император французов Наполеон III проявил интерес к инженерии. Быстрая гибель турецкой эскадры при Синопе заставила его подумать: «Что делать?». Впереди была осада Севастополя, и не хотелось подставлять деревянные борта под раскалённые ядра и бомбы орудий русских равелинов — турецкий пример был весьма показателен. Поэтому император заказал три прорывных корабля: «Лёв», «Тоннант» и «Девастасьён». Это были мелкосидящие плавучие батареи, оснащённые паровыми машинами. Однако скорость и мореходность не были их сильными сторонами — 4 узла в спокойную погоду не впечатляли даже тогда! Зато эти корабли были вооружены 16х30-фунтовыми и 2х18-фунтовыми орудиями, которые защищала 11-сантиметровая броня!
Обстрел союзным флотом Кинбурна
Такой подход позволял этим плавучим батареям приближаться на минимальное расстояние к русским укреплениям, игнорируя огонь. Хотя батареи не успели подойти к Севастополю, 18 октября 1855 они активно обстреливали крепость Кинбурн. Старая крепость имела (по разным данным) от 50 до 60 орудий, рядом были построены ещё две батареи с 10 и 11 орудиями. Это были не новые, но вполне боеспособные 24-фунтовые пушки, стреляющие чугунными ядрами, которые в раскалённом варианте были опасны для деревянных кораблей.
Перестрелка союзного флота с крепостью, начавшаяся 16 октября, проходила без особых результатов до тех пор, пока 18 октября в 9 утра на расстоянии 4 кабельтовых к русским фортам не подошли французские плавучие батареи. Всё закончилось в течение 2,5 часов: французская артиллерия беспощадно обстреливала цитадель, а русские ядра оставляли лишь вмятины на броне французских кораблей. К 11:30 в крепости была выведена из строя вся артиллерия юго-западного вала, горела казарма, поскольку тушить пожар под ураганным огнём было невозможно, и вскоре огонь перекинулся на все остальные здания. Воспользовавшись ослаблением огня с батарей крепости, противник ввёл в лиман 9 паровых фрегатов. Теперь крепость обстреливалась со всех сторон, и после пятичасовой бомбардировки русский огонь прекратился полностью. Когда к берегу подошли шлюпки с парламентёрами, комендант крепости генерал-майор И. В. Коханович счёл за лучшее принять условия капитуляции.

Бронированный фрегат «Минотавр»
Реакция современников была однозначной: полный успех! В Европе началось массовое строительство броненосных кораблей. В 1859 году на воду спустили французский «Глуар», за ним последовал британский «Уорриор». В 1861 году появился «Ахиллес» — усовершенствованный «Уорриор», и затем — три бронированных фрегата класса «Минотавр». Корабли не отличались хорошими мореходными качествами, но имели броню толщиной 114–140 мм и мощное вооружение: 4х9-дюймовых нарезных (хоть и дульнозарядных) орудия и 24х7-дюймовых нарезных дульнозарядных орудий в бронированной батарее.

Броненосная батарея «Первенец»
Как бы Великий Князь Константин не ненавидел парусники, не хотелось отставать от противников, и в 1861 году было принято решение о строительстве первых броненосцев. Первый получил имя «Первенец» — в честь первенца нового императора Александра Николаевича — Николая Александровича (1843-65 гг.). У России не было опыта в строительстве крупных броненосных кораблей (канонерка «Опыт» — не в счёт, она была маленькой!), поэтому корабль был заказан в Англии, на верфи «Тэмз Айрон Воркс». Но уже второй корабль серии, «Не тронь меня», строили в России. В Санкт-Петербурге также построили третий корабль серии — «Кремль».
Корабли были классифицированы как «броненосные батареи», предназначенные для обороны Финского залива, поэтому скорость для них не имела принципиального значения. В качестве образца был принят строившийся в то же время на верфи «Минотавр». Машину для «Первенца» планировали снять с того самого «Константина», но 450 лошадиных сил, подходящие для деревянного корабля, для броненосца оказались явно недостаточными, поэтому в Англии на корабль установили 1000-сильную трёхцилиндровую паровую машину фирмы «Модсли, сыновья и Филд». Корабль приводил в движение единственный гребной винт диаметром 3,2 метра. Корпус был разделён на 7 отсеков водонепроницаемыми переборками и имел три непрерывные палубы — верхнюю, батарейную и жилую. Броня у батареи была стандартной для своего времени толщины — 114 мм, а вооружение — 26х60-фунтовых гладкоствольных пушек.

«Кремль» в море
При создании новой техники конструкторы стремятся внедрить как можно больше оригинальных технических решений, появившихся благодаря бессонным ночам за чертежами. «Первенец» не стал исключением: он стал первым кораблем с двумя таранами, носовым и кормовым, до чего не додумались даже древние греки с их богатой фантазией. Русские инженеры — додумались! «Первенец» имел по тарану в носу и корме, хотя кормовой должен был защищать руль и винт от удара, но на практике управляемость парохода была… Скажем так, не на высшем уровне. А при поворотах он кренился так сильно, что пришлось устанавливать дополнительные скуловые кили — чтобы не перевернулся. Штурвал у нового корабля был настолько тугим, что для его управления требовалось шесть человек (кстати, поговорка «держите меня четверо» — как раз о таких штурвалах, но «Первенцу» четверых не хватало…), его даже пришлось переносить с орудийной палубы на специальную платформу перед бизань-мачтой — чтобы рулевым было комфортнее.

«Не тронь меня»
«Не тронь меня» строили в Санкт-Петербурге, на верфи Галерного острова, но по контракту с англичанином Ч. Митчелом. Верфь была сдана англичанину в аренду, предварительно построив эллинг со всеми необходимыми приспособлениями. Наблюдал за постройкой корабля от Кораблестроительного департамента Морского ведомства корабельный инженер А. Х. Соболев. На «Не тронь меня» установили бэушные котлы, снятые с «Константина», однако машины пришлось приобрести новые, английские, с завода Хамфрейса, мощностью 1632 лошадиные силы. Два тарана, бронирование, скуловые кили — всеми этими характеристиками «Не тронь меня» не отличалась от «Первенца», скорость была такой же — максимум 8 узлов. А вот вооружение у плавбатарей отечественной постройки было слабее «Первенца» — 17х60-фунтовых гладкоствольных пушек вместо 26. Корабль вступил в строй 6 июля 1865 года.

«Кремль» — над корпусом явно поработали!
На «Кремле» отечественные кораблестроители отказались от кормового тарана, что позволило увеличить скорость на 1 узел. Корабль был заложен на верфи Семянникова и Полетики в Санкт-Петербурге 1 декабря 1864 года, строительством руководил Н. Е. Потапов. Паровую машину установили со списанного фрегата «Илья Муромец» — двухцилиндровую, работающую от 4 котлов, мощностью 913 лошадиных сил. Корабль был введён в эксплуатацию в 1867 году. Он впервые получил полые железные мачты, которые также использовались для вентиляции нижних палуб. Все три первых русских броненосца имели парусное вооружение трёхмачтовой марсельной шхуны (на «Кремле», по просьбе командира, добавили прямые паруса на грот-мачте — всё-таки его корпус был значительно более мореходным), палубы поверх брони застилали досками: верхнюю и жилую — сосновыми, батарейную — дубовыми, в бортовых отсеках размещались цистерны, которые в бою планировалось заполнять водой, погружая корабли дополнительно на 30,5 сантиметров в воду, что снижало поражаемую поверхность. Все корабли имели небольшую бронированную рубку.
Служба всех первых русских броненосцев была довольно скромной. Разве что столкновений было достаточно: «Не тронь меня» в 1869 году столкнулась с полуброненосным фрегатом «Петропавловск», а в 1883 году повредила норвежское судно «Хайден». Несмотря на то, что корабли никогда не участвовали в боевых действиях, «Кремль» смог мастерским таранным ударом потопить корабль. Правда, это был его собственный — винтовой фрегат «Олег». Однако он стал первым из всех, кто погиб — в 1885 году попал в сильный шторм, получил повреждения корпуса и затонул (хотя и на мели — командир успел вывести на мелкое место), после чего был поднят и отбуксирован в Кронштадт для ремонта.

«Не тронь меня» в Кронштадте — конец 60-х годов XIX века
Тем не менее корабли принесли значительную пользу отечественному флоту. Они подвергались постоянным модификациям, на них испытывались новые орудия и машины (к концу эксплуатации они почти полностью перестали походить друг на друга). Даже устарев, они использовались в качестве блокшивов, несамоходных барж и даже плавкранов — именно в таком качестве некоторое время служила «Не тронь меня». Первым на слом отправили самый молодой из кораблей — «Кремль», это случилось в 1908 году. «Не тронь меня» была разделана только в 1950 году. Дольше всех продержался сам «Первенец» — он был списан только в 1959 году.
- Герхард фон Цвишен
