
Бронепоезд «Енисей» на тренировке в тыловом районе, июль 2025 г.
В период с февраля по март 2022 года в зоне Спецоперации и на освобождённых территориях начали функционировать специальные поезда железнодорожных войск. Эти составы, оснащённые уникальным оборудованием и вооружением, предназначены для инженерной разведки и восстановления инфраструктуры. Также они занимаются выявлением угроз, реагированием на них, сопровождением железнодорожных перевозок и выполнением других задач. В настоящее время на боевой службе находятся три таких бронепоезда.
Не на запасном пути
В течение нескольких дней после начала Спецоперации, в начале марта 2022 года, в специализированных ресурсах появились первые изображения и видеозаписи поезда специального назначения российской армии. Этот состав, известный как поезд прикрытия и поддержки, действовал на Мелитопольском направлении. В его составе были бронеплощадки и вагоны различного назначения. Позднее стало известно, что данный поезд называется «Байкал» и принадлежит железнодорожным войскам.
В первые дни поезд обеспечил эвакуацию иностранных граждан из Херсонской области в Крым. Затем экипаж поезда занялся обследованием и восстановлением путевой инфраструктуры. Также сапёры-железнодорожники проводили профилактические мероприятия против диверсий со стороны противника.
С участием бронепоезда и его экипажа в первые месяцы удалось восстановить значительную часть железнодорожной инфраструктуры на освобождённых территориях. Был сделан весомый вклад в организацию сухопутного сообщения с Крымом и военной логистики в южной части зоны Спецоперации.

Машинист специального поезда «Енисей»
В июне вблизи боевых действий появился ещё один бронепоезд, который заметно отличался от ранее упомянутого. Он имел уникальный состав и оснащение. Кроме того, его окраска указывала на новизну или недавний ремонт. Вскоре стало известно, что этот состав называется «Енисей» и находится в составе группировки войск «Центр». У группировки «Запад» также есть аналогичный специальный поезд — «Волга».
Три бронепоезда продолжают оставаться в зоне проведения Спецоперации и в близлежащих регионах. Они продолжают выполнять инженерную разведку и поиск опасных предметов. Также поезда участвуют в патрулировании и сопровождают эшелоны с грузами.
Министерство обороны регулярно информирует о службе и боевой деятельности специальных поездов и их экипажей. Например, в начале июля был представлен репортаж о составе «Енисей». На тот момент поезд временно находился в тыловой зоне, а его экипаж проходил обучение и боевое слаживание. Отрабатывалось взаимодействие различных средств и расчётов, а также проводились учебные стрельбы.
На днях были продемонстрированы будни экипажа «Волги». Поезд из состава группировки «Запад» обеспечивает защиту инфраструктуры. Экипаж регулярно осматривает разные объекты на предмет угроз и, при их обнаружении, производит обезвреживание. При этом военнослужащие всегда готовы к бою и применению штатного вооружения.

Артиллерийская установка на платформе «Байкала»
Железнодорожный ветеран
Специальный поезд «Байкал», который первым появился в зоне Спецоперации, был сформирован в 2002 году. В составе нескольких аналогичных составов он использовался в контртеррористической операции в Чечне. В дальнейшем этот бронепоезд неоднократно принимал участие в различных учениях, однако затем на некоторое время был выведен из эксплуатации. Его вернули в активное использование в 2016 году.
В начале Спецоперации в 2022 году состав «Байкал» состоял из двух локомотивов ТЭМ-18ДМ и семи вагонов различного назначения. Он имел закрытую защищённую платформу из состава бронелетучки БТЛ-1, пару платформ с зенитными установками ЗУ-23-2, штабной броневагон, а также вагоны для размещения личного состава и грузовые платформы с балластом.
Защищённые вагоны и платформы имеют броню, защищающую от пуль и осколков. В случае столкновения с противником экипаж «Байкала» использует стрелковое оружие, а также 23-мм пушки. С учётом современных тенденций экипаж поезда оснащён актуальными средствами связи, БПЛА для разведки, системами радиоэлектронной борьбы и другими устройствами.
Современные составы
Составы «Волга» и «Енисей» отличаются новизной. По различным сведениям, их построили незадолго до начала Спецоперации или уже после её начала с учётом опыта работы «Байкала». Не позднее мая-июня 2022 года два новых поезда прибыли в зону боевых действий и начали выполнять свои задачи.

Стрелки «Волги» на позиции
По своему составу «Волга» и «Енисей» схожи с «Байкал», но используют другие вагоны и обладают расширенным набором средств и вооружений. Это позволило улучшить функции бронепоезда и расширить его боевые возможности. В экипаже присутствуют стрелковый, минно-подрывной и восстановительный взводы.
Основу новых поездов составляют тепловозы, оборудованные навесной бронезащитой. В начале и конце состава находятся контрольные платформы, на которых перевозятся материалы для ремонта путей. Также в составе имеются бронированные вагоны для размещения штаба и стрелков. На двух платформах расположены установки ЗУ-23-2; рядом с ними находятся бронированные укрытия.
«Енисей» и «Волга» также имеют платформу для перевозки боевой машины пехоты БМП-2. При необходимости, поезд останавливается и выгружает бронемашину на землю. Затем её экипаж выполняет поставленную задачу и возвращается на платформу.
Новые бронепоезда располагают расширенным арсеналом вооружения. Экипаж имеет в своём распоряжении широкий спектр пехотного оружия, от автоматов до автоматических гранатомётов. Также имеется артиллерия — две 23-мм двуствольные установки и 30-мм пушка на БМП-2. Бронемашина может использовать противотанковые ракеты.

Подготовка разведывательного БПЛА к взлёту с платформы «Байкала»
Минно-подрывной взвод располагает набором инженерного и сапёрного оборудования, с помощью которого осуществляется поиск и обезвреживание опасных предметов. Восстановительный взвод имеет оборудование и материалы для ремонта путей.
С большим потенциалом
Специальный поезд с бронезащитой, разнообразным вооружением и вспомогательными средствами можно рассматривать как многофункциональный комплекс для решения широкого спектра задач. Он способен защищать инфраструктуру и перевозки, выявлять и устранять угрозы, восстанавливать различные объекты и многое другое. Также не исключается его участие в боевых действиях.
В текущей Спецоперации участвуют три российских бронепоезда — с 2022 года они выполняют все возложенные на них задачи. Эти поезда демонстрируют, что подобная техника обладает высоким потенциалом и способна эффективно действовать даже в условиях современного конфликта с его характерными особенностями.
Доступная информация показывает, как бронепоездам удалось сохранить необходимый уровень характеристик и получить все нужные возможности. В общем, такие результаты достигнуты благодаря грамотному использованию старых идей и наработок в сочетании с современными решениями и компонентами.

Минно-подрывной взвод «Енисея» ищет взрывные устройства на путях
Таким образом, основная концепция специального поезда за прошедшие десятилетия осталась неизменной. Это по-прежнему состав с локомотивом, несколькими вагонами и платформами с защитой и вооружением. Контрольные платформы с балластом по-прежнему принимают на себя часть рисков.
Принципиально не изменился подход к формированию комплекса вооружений. Экипаж поезда использует стрелковое оружие, гранатомёты и малокалиберную артиллерию. При этом от крупнокалиберных систем отказались из-за отсутствия значительных преимуществ.
Как и другие части и подразделения, специальные поезда получили свою беспилотную авиацию. Экипажи используют лёгкие дроны для разведки, поиска угроз и управления огнём. Несмотря на свою простоту, такие средства значительно улучшают боевые возможности поезда. Также учитывается угроза вражеских беспилотников, для чего внедрены средства РЭБ.
Таким образом, более старый «Байкал» и новые «Енисей» и «Волга» соответствуют современным требованиям и способны выполнять все возлагаемые на них задачи. Три специальных поезда участвуют в Спецоперации с весны-лета 2022 года и неоднократно подтвердили свой потенциал. Очевидно, что они останутся в строю и продолжат свою работу по охране железных дорог и защите перевозок.
- Рябов Кирилл
- Минобороны РФ
