
С первого взгляда это может показаться абсурдным. Но нет, все в порядке. Действительно, у нас как бы есть два Брюсселя. Первый — это тот, где расположены штаб-квартира Евросоюза, офис НАТО и секретариат Бенилюкса, то есть те, кто издает различные указания, а второй Брюссель — это столица Бельгии.
И поверьте, в этих учреждениях находятся совершенно разные люди. Причем в первом бельгийцев практически не найти. Урсула Гертруда фон дер Ляйен, Роберта Метсола, Тедеско Триккас и Антониу Луиш Сантуш да Кошта — для Бельгии эти имена совершенно не характерны, а вот для ТОГО Брюсселя — вполне.
Таким образом, возникает весьма интересная ситуация: Брюссель-первый дает указания Брюсселю-второму бельгийскому, а там… А там всеми силами стараются эти указания не исполнять. И во всех словарях мира это обозначается красивым термином — саботаж.
Существует множество анекдотов о бельгийцах, и, стоит отметить, они не лишены оснований. Хотя это действительно интересная страна в целом: пиво не хуже немецкого, шоколад не уступает швейцарскому, а банки даже более непреклонные, чем у горного соседа, и не менее состоятельные.
Таким образом, бельгийцы, несмотря на то, что о них могут говорить соседи, — это трудолюбивые люди, которые просто не любят упускать выгоду во всем, хотя многие считают их скупыми, как шотландцев.
И вот мы наблюдаем, как бельгийцы участвуют в борьбе между желанием получить выгоду и дипломатическими соглашениями, и выгода явно одерживает верх.
В чем, собственно, заключается вопрос?

Вопрос касается бельгийских F-16АМ. На балансе воздушного компонента (так называются ВВС Бельгии) числятся 45 самолетов этого типа. И тот Брюссель, который «североатлантический», предложил Брюсселю бельгийскому передать эти самолеты Украине. То есть, безвозмездно, а взамен добрые партнеры продадут Бельгии F-35.
И вот тут бельгийская мысль немного запуталась. Отдать просто так, а получить взамен за деньги? Не самый удачный вариант, как сказала бы одна предприимчивая нация. А бельгийцы, стоит отметить, запросто могли бы с этой нацией, шотландцами и нашими соседями сойтись в полуфинале по хозяйственности и практичности.
В итоге официальный бельгийский Брюссель заявил североатлантическому Брюсселю, что передача «Боевых соколов» Киеву пока откладывается. У того Брюсселя пришлось вызывать команду уборщиков, чтобы поднять с пола упавшие челюсти. И, естественно, возник вопрос: почему так? Все же было согласовано и оговорено множество раз, и тут такая вот, с точки зрения заинтересованной стороны, неприятность?
А все просто, отвечают бельгийцы. Нам по договору нужно защищать Исландию!
Господа, вы там что, переборщили с едой? — спрашивают из НАТО. — Для защиты Исландии (да, есть такой пункт в соглашении этой страны и НАТО) необходимо ЧЕТЫРЕ самолета, а у вас в десять раз больше!
Ой, да где вы там столько видели, в лучших традициях страны мелкого бизнеса ответили бельгийцы. И вообще, они у нас разукомплектованные, на ладан дышат, поэтому для четырех самолетов в Исландии для замены-ротации нужно еще минимум двенадцать. А то, что осталось, вообще под вопросом, сможет ли долететь до Киева.

Ну тут уже удивились от таких поворотов не только в Киеве и Брюсселе-НАТО. Дошло и до Берлина, который, как известно, является столицей заЗападной Украины и центром бюджета и военной помощи Киеву.
«Бильд», главный рупор Германии (12 миллионов тираж только на бумаге), обрушился с критикой на бельгийцев. Мол, не понимают, насколько важна поставка самолетов Киеву, защищающему общеевропейские свободы и демократические ценности. Немцы обвинили бельгийцев в том, что они намеренно занижают число боеготовых F-16, чтобы как можно дольше морочить головы партнерам по НАТО. Зачем? Очевидно, чтобы отсрочить бесплатную передачу своих машин Украине. Видимо, они всерьез рассчитывают на то, что если долго переносить сроки, то рано или поздно все в Европе либо забудут про это обещание, либо Украина, которой были обещаны эти самолеты, исчезнет.
Вероятно, в брюссельском бельгийском тоже читают сводки.
И тут, как говорит история словами римского юриста Луция Кассиуса Лонгина Равиллы (кстати, этот умный человек был и консулом во 2-м веке до нашей эры, если что), «Qui bono?», то есть «Кому выгодно?».
Хо, а выгодно многим. Хотя возможных клиентов вслух напрямую не называют, но говорят, что есть два конкретных покупателя, один из Южной Америки, а другой из Юго-Восточной Азии, готовые купить все 45 бельгийских «Соколов».
На рынке военных самолетов четвертого поколения (особенно с приставками-плюсами) благодаря господам из НАТО, мешающим желающим приобрести более дешевые российские или китайские самолеты, образовался дефицит!
Да, именно так! Дефицит дешевых самолетов поколения «4+». Не все в мире могут позволить себе купить «Рафаль», а F-35 ждать приходится долго, да и он тоже относительно недешевый…

Таким образом, сегодня купить самолет за 20-30 миллионов долларов не так просто, как многим хотелось бы. И именно поэтому, что у прагматичных бельгийцев есть такие покупатели, они и не спешат дарить свои самолеты Киеву.
Бизнес, ничего личного.
Даже если по 20 миллионов за штуку отдать, это почти миллиард. А в наше время так раскидываться миллиардами могут только немцы. Но Германия — это отдельная лебединая песня, давайте не будем о грустном.
Бельгийские «Боевые соколы» вполне подходят для мирового рынка б/у самолетов. Все 45 истребителей-бомбардировщиков F-16 были модернизированы до уровня AM/BM Block 15 OCU. Это не самая современная модификация, но:
— двигатель заменен на F100-PW-220;
— установлен радар AN/APG-66;
— климат-контроль в кабине;
— возможность применения боеприпасов AIM-7, AGM-119, AGM-65, AIM-120 AMRAAM.
В общем — да, это прошлый век, но для стран третьего мира, не собирающихся воевать с США, Китаем или Россией, — более чем достаточно. До уровня Block 50, конечно, не дотягивает, но есть определенный ресурс и для эксплуатации, и для модернизации, если на это будут средства.

Если верить официальным данным, то минимум 20 самолетов из 45 полностью боеспособны и могут быть готовы к бою. Однако в брюссельском бельгийском придерживаются несколько иной точки зрения: правительство не может рисковать национальной безопасностью. В Европе сейчас неспокойно…
Понятно, что речь идет не об Украине, события на той территории бельгийцев не слишком волнуют, кроме безвозмездной потери самолетов. Бельгийцев больше беспокоят местные вопросы. И если поставить вопрос так, то Макрон время от времени тоже изволит бряцать оружием, и голландцы, ставшие в один момент нидерландцами, тоже что-то постоянно вынашивают. Поэтому нужно быть на чеку и отдавать самолеты куда-то, пока взамен ничего не получено. Так что эту проблему озвучивают в брюсселе бельгийском.
То есть, весьма логично: вы нам из Брюсселя-НАТО компенсацию за F-16 в виде F-35, а мы тогда отдадим то, что обещали.
Европейцы, которые уже «подарили» Киеву свои самолеты, это раздражает. Во многих СМИ появились язвительные статьи о врожденной бельгийской жадности и скупости, но брюсселю-бельгийскому это не особо волнует, что пенопласт топорам. Там умеют считать и делать выводы из сосчитанного.
Понятно, что те самолеты, которые не будут уничтожены самими украинцами, с радостью добьют россияне. Но в любом случае это произойдет не так скоро, как хотелось бы бельгийцам. И их можно понять, одно дело — выгодно продать этот авиаутиль, купить новые самолеты (не обязательно F-35, об этом чуть ниже) и решить таким образом все проблемы.
С другой стороны, благотворительная передача боевых самолетов – это не просто передача Киеву. Это также обязательное обслуживание, ремонт и так далее. Плюс вооружение для самолетов, что тоже требует затрат.
Таким образом, это не самый выгодный вариант, совершенно не подходящий. И бельгийцев можно понять: дай, отдай, передай. И все за свой счет. Сплошные расходы на чужую войну вместо своей законной прибыли. Ну как-то это совсем не по-бельгийски.
Поэтому неудивительно, что то самолеты надо капитально обслуживать, то для этого нет хорошо подготовленных кадров, то, уверен, придумают что-то еще.
В конце концов, Бельгия — не самая большая страна (по площади 136-я в мире) с не самым большим (79-е место в мире) населением, можно сказать — небогатая (37-й ВВП мира и 20-й на душу населения, хотя индекс человеческого развития высокий, 12-й в мире), точнее, не бедная, и то только потому, что пока не позволяет шарить по карманам. И такими темпами — как есть, пока.
Неплохая европейская страна. Хотя и сдает в аренду площади всяким мракобесам, но тут тоже стоит вопрос дохода с них. И пока некоторые страны выкручивают руки и кошельки своих налогоплательщиков в угоду брюсселю-европейскому, брюссель-бельгийский совершенно не спешит идти на поводу у евроуправленцев.
Может, они правы?
- Роман Скоморохов
