
Бронетранспортёр OT-90 в зоне боевых действий. Фото РГ
С 2022 года Чехия передала Украине значительное количество разнообразного вооружения и военной техники, преимущественно устаревших образцов. Эта поддержка продолжается и в настоящее время. Недавно стало известно, что чешская армия отгрузила Киеву новую партию морально и физически устаревших бронетранспортёров OT-90. Эти машины были изготовлены несколько десятилетий назад на базе существующих образцов техники.
Старая новинка
На профильных ресурсах недавно появилось интересное видео, снятое на территории противника. Короткий ролик демонстрировал бронемашину нового типа, которая оказалась в распоряжении украинских подразделений. По характерным признакам можно было распознать чешский гусеничный бронетранспортёр OT-90.
В кадре пока показан только один импортный БТР. Перед отправкой в зону боевых действий эта машина была оснащена решетчатыми экранами для повышения уровня защиты. Другие заметные доработки отсутствуют.
Скорее всего, OT-90 прибыли на Украину из Чехии. С 2022 года чешское правительство многократно передавало Киеву бронетехнику различных типов, взятую из запасов или действующих частей. Теперь этот список пополнился гусеничными бронетранспортёрами.

Вид с другого ракурса. Можно рассмотреть башню с вооружением и решетчатый бортовой экран. Фото РГ
Важно отметить, что Чехия или Украина ранее не раскрывали своих намерений относительно передачи OT-90. Технику подготовили и отправили новым владельцам тайно. О её передаче стало известно только после того, как первая машина или машины появились в зоне боевых действий.
Количество отгруженных БТР от чешской стороны пока неизвестно. Теоретически возможно передать до нескольких сотен бронемашин. Однако реальные запасы такой техники вызывают сомнения — далеко не все OT-90 с хранения могут быть восстановлены и возвращены в эксплуатацию.
Вынужденное решение
БТР OT-90 был разработан в начале девяностых годов. Его создание было обусловлено не планами развития армии, а новыми международными соглашениями, ограничениями и стремлением сэкономить. Это определило облик новой бронемашины и привело к известным ограничениям.
История OT-90 начинается с середины шестидесятых, когда Чехословакия освоила производство собственного колёсного БТР OT-64 SKOT и лицензионную сборку советской БМП-1 (под обозначением BVP-1). Для нужд своей армии было построено тысячи машин двух типов, которые активно использовались до распада Варшавского договора и разделения Чехословакии.

Боевая машина пехоты BVP-1 чехословацкого производства. Фото Wikimedia Commons
В 1990 году был подписан Договор об обычных вооружённых силах в Европе. На тот момент сухопутные войска Чехословакии не соответствовали условиям соглашения. В частности, у них было слишком много БМП, и излишнюю технику следовало вывести из эксплуатации.
Чтобы не утратить пригодную технику, был разработан оригинальный проект переделки БМП в БТР. На шасси BVP-1 предлагалось установить боевое отделение от OT-64. После этого боевая машина пехоты трансформировалась в бронетранспортёр. Одновременно изделия SKOT списывались, и состав парка бронетехники приобретал необходимый вид.
Переделка БМП началась в начале девяностых годов и завершилась уже после разделения Чехословакии. Работы проводились на заводе PPS Detva. За несколько лет удалось перепрофилировать около 600-620 бронемашин. Большая часть этой техники позже досталась независимой Чехии, в то время как армия Словакии получила не более сотни.
Позже на основе OT-90 разработали несколько бронемашин различного назначения. Путём замены штатного оборудования были созданы ремонтно-эвакуационная машина, подвижный пункт разведки, санитарная машина и т.д. Однако по объективным причинам, такая техника не выпускалась в больших количествах.

Чехословацкий БТР OT-64 в музее. Фото Wikimedia Commons
Основным эксплуатантом гусеничных БТР на протяжении нескольких десятилетий была армия Чехии. С течением времени количество OT-90 неуклонно сокращалось. К концу 2000-х годов сообщалось о наличии всего 25-30 машин. При этом Словакия смогла сохранить почти вдвое больше.
Чехия пыталась продать списанные OT-90, но без успеха. Известен лишь один экспортный контракт. В 2010 году Йемен приобрёл всего 15 таких БТР. Второй зарубежный получатель появился только сейчас, причем по инициативе самой Чехии.
Гибридная бронемашина
OT-90 представляет собой гусеничную боевую бронированную машину, предназначенную для транспортировки и высадки личного состава. В бою она может поддерживать бойцов пулемётным огнём. БТР построен на основе агрегатов существующей техники, что определило его облик, характеристики и потенциал.
Основой OT-90 является шасси от БМП-1 лицензионной чехословацкой сборки. При создании новых БТР исходное шасси не претерпело значительных изменений. По сути, пришлось переделать лишь погон для башни и некоторые внутренние агрегаты.

Гусеничный БТР OT-90. Фото Militaeraktuell.at
OT-90 сохранил оригинальный бронекорпус с защитой от снарядного огня в лобовой проекции. Компоновка осталась прежней: носовой моторный отсек, боевое отделение в центре и места для десанта в корме. Состав силовой установки, конструкция ходовой части остались неизменными, как и характеристики подвижности.
На OT-90 была установлена готовая башенная пулемётная установка от БТР OT-64, напоминающая БПУ советских бронемашин. Это устройство имело броневой купол толщиной несколько миллиметров, защищающим от пуль и осколков. Внутри находилась спаренная установка с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Ниже уровня погона располагались ящики для боекомплекта. Установка управлялась одним наводчиком.
Замена боевого отделения привела к заметному снижению боевых характеристик. Башня БМП-1 / BVP-1 не была лишена недостатков, но имела очевидные преимущества по сравнению с системами с двумя пулемётами. Тем не менее, специфический характер проекта OT-90 требовал жертвовать огневыми характеристиками.
Моральное устаревание
Гусеничный БТР OT-90 позволил Чехословакии сохранить имеющуюся бронетехнику, не нарушая взятых на себя обязательств. Однако с технической точки зрения этот проект оказался не слишком удачным. Бронемашина на базе готовых агрегатов имела несколько характерных недостатков. Кроме того, за прошедшие десятилетия она безнадёжно морально устарела.

OT-90 на показательных мероприятиях. Фото Militaeraktuell.at
OT-90 в базовой комплектации не отвечает современным требованиям защиты бронетехники. БТР защищает экипаж и десант от пуль стрелкового оружия и осколков, но не способен справиться с противотанковыми системами или ударными БПЛА. Необходима дополнительная защита в виде экранов, однако она ухудшает параметры подвижности.
БТР вооружён всего двумя пулемётами. При всех преимуществах изделий КПВТ и ПКТ, по огневым характеристикам OT-90 уступает другой современной лёгкой бронетехнике. Башня является одноместной и вмещает только наводчика. Командир, который должен выявлять цели и давать целеуказания наводчику, находится в корпусе БТР и имеет ограниченный обзор. Это дополнительно ухудшает боевые возможности.
В целом проект OT-90 нельзя считать удачным. Предложенная переделка техники решила лишь одну задачу, юридического характера. При этом технические характеристики и боевые качества ухудшились по сравнению с базовой техникой. Также не удалось создать основу для дальнейших улучшений.
Помощь и утилизация
Таким образом, иностранные партнёры вновь передали Украине устаревшую технику с сомнительными перспективами. Этот шаг демонстрирует их приверженность общему делу, а также желание и возможность продолжать поддержку через поставки военной техники.
В то же время, речь снова идёт о давно списанных бронемашинах. Чехия просто избавляется от ненужной техники, занимающей место на складах. Однако и устаревшие образцы постепенно заканчиваются, что должно привести к понятным последствиям.
- Рябов Кирилл
