

Пулемёт ГШГ-7,62 в комплектации с электроприводом (над казёнником). Фото Wikimedia Commons
С конца семидесятых годов на вооружении нашей армии находится четырёхствольный скорострельный пулемёт ГШГ-7,62. Первоначально он разрабатывался как новое оружие для боевых вертолётов и использовался в этом качестве на протяжении нескольких десятилетий. Однако в последние годы возникли новые идеи, касающиеся применения этого пулемёта. Его начали устанавливать на новые платформы, и в настоящее время активно применяют в ходе текущей Спецоперации.
Скорострельный образец
В 1968 году было принято постановление Совмина о создании новых пулемётов, предназначенных для вооружения боевых вертолётов. Разработка такого оружия была поручена тульскому Конструкторскому бюро приборостроения. В следующем году оно представило на испытания крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7 или 9-А-62.
Параллельно разрабатывалась 7,62-мм система с аналогичными характеристиками. Это оружие получило заводское обозначение ТКБ-621 и армейский индекс 9-А-662. Кроме того, по именам конструкторов Е.Б. Глаголева, А.Г. Шипунова и В.П. Грязева пулемёт обозначили как ГШГ-7,62.
В конструкции ГШГ-7,62 применялось множество оригинальных решений, что обеспечивало оптимальное сочетание технических, боевых и эксплуатационных характеристик. В то же время новые идеи потребовали длительного тестирования.

Неполная разборка ГШГ-7,62. Фото Airwar.ru
В середине семидесятых годов пулемёт ТКБ-621 прошёл государственные испытания. В 1976 году на Ковровском механическом заводе началось малосерийное производство нового оружия для дальнейшего внедрения на штатных носителях. В 1979 году новый ГШГ-7,62 был официально принят на вооружение ВВС.
Особенности конструкции
Изделие ГШГ-7,62 представляет собой четырёхствольный пулемёт калибра 7,62 мм с вращающимся блоком стволов. Оригинальная конструкция объединяет газовый двигатель и внешний электропривод. Предусмотрены два режима стрельбы — с темпом 6 тыс. выстр./мин и 3,5 тыс. выстр./мин.
Пулемёт состоит из нескольких агрегатов: блока стволов, газового двигателя, ствольной коробки с автоматикой, механизма подачи ленты/патронов без ленты, а также внешнего привода. Все эти устройства могут отделяться при неполной разборке для обслуживания.
Пулемёт оснащён четырьмя 7,62-мм нарезными стволами длиной по 605 мм. У газоотводного механизма они соединяются обоймой, а казённики размещаются внутри цилиндрической детали-шестерни привода. Внутри блока стволов находится газовый двигатель, его корпус охватывает стволы, а поршень располагается между ними и уходит внутрь ствольной коробки.
Гондола ГУВ-8700 на вертолёте Ми-8, задействованном в спецоперации. Фото Telegram / «Я и друг мой вертолёт»
Каждый ствол ГШГ-7,62 имеет свой затвор и спусковой механизм. Запирание осуществляется с помощью качающегося клина. При вращении блока стволов эта деталь перемещается под воздействием копирного паза на внутренней поверхности ствольной коробки. Спусковой механизм работает аналогично, с задержкой работы ударников, что обеспечивает пониженный темп стрельбы.
Во время вращения блока стволов последовательно срабатывают соответствующие механизмы, завершая полный цикл перезарядки и выполнения выстрела. Как и в других системах подобной архитектуры, стволы производят выстрелы по очереди.
При использовании газового двигателя пороховые газы поступают в общую камеру и толкают поршень. Перемещения поршня через кривошипно-шатунный механизм и редуктор внутри ствольной коробки преобразуются во вращение блока стволов. Также пулемёт может быть оснащён электромотором, который полностью обеспечивает вращение блока стволов и работу автоматики.
Для ГШГ-7,62 были разработаны две системы боепитания. Первая подразумевает подачу металлической рассыпной ленты, вторая — подачу боеприпасов по специальному каналу без ленты.
Пулемёт 9-А-662 / ГШГ-7,62 в собранном состоянии имеет длину 800 мм. Масса изделия без дополнительных устройств составляет 19,2 кг. При этом достигаются высокие огневые характеристики, однако возникают особые требования к системам боепитания, прежде всего к их ёмкости.

Изделие ГУВ-8700 без головного обтекателя. Видны два пулемёта ГШГ-7,62 и крупнокалиберный ЯкБ-12,7. Фото Airwar.ru
Пулемёты в воздухе
Первоначально пулемёты ГШГ-7,62 предназначались для установки в универсальных вертолётных гондолах ГУВ-8700. Производство таких гондол было налажено во второй половине семидесятых годов, и вскоре они начали поступать в вертолётные части.
Гондола представляет собой подвесной контейнер длиной около 3 метров и диаметром 480 мм. Внутри обтекаемого корпуса размещались пулемёт ЯкБ-12,7 (по продольной оси) и два ГШГ-7,62 по бокам от него. В свободных объёмах удалось разместить по 1800 патронов для каждого пулемёта. Управление осуществлялось дистанционно, а наведение — по коллиматорному прицелу в кабине вертолёта-носителя.
Пулемётные гондолы могут использоваться с вертолётами различных типов. В первую очередь ими вооружались Ми-8 и его модификации. Изделия ГУВ-8700 позволили компенсировать отсутствие встроенного курсового оружия.
В 1984 году началось серийное производство транспортно-боевых вертолётов Ка-29. Для них была разработана подвижная установка НУВ-1УМ с пулемётом 9-А-662. Устройство с дистанционным управлением позволяет вести огонь в секторе от 28° влево до 30° вправо с углами снижения от 0° до -31°. Боекомплект составляет 1800 патронов, а в походном положении пулемёт закрывается подвижной створкой.
Несмотря на свой возраст, обе установки под пулемёт ГШГ-7,62 продолжают находиться в эксплуатации и применяться по назначению. В настоящее время вертолёты с гондолами ГУВ-8700 и установками НУВ-1УМ участвуют в Спецоперации.

Пулемёт ГШГ-7,62 на оригинальной установке, используемый группой противодействия БПЛА. Фото Telegram / Dambiev
Одной из основных задач этих установок является патрулирование акваторий с целью обнаружения и уничтожения безэкипажных катеров противника. Скорострельный пулемёт, несмотря на средний калибр, способен причинить такой цели критические повреждения или даже вызвать детонацию её боевой части.
С неба на землю
Авиационный пулемёт не раз пытались адаптировать для наземных платформ и носителей. Решению этой задачи способствуют компактные размеры и масса изделия ГШГ-7,62, а также определённые особенности конструкции и привода. Это предоставляет сухопутному подразделению новые огневые возможности.
В последние годы было предложено несколько вариантов «приземления» пулемёта ГШГ-7,62. Они отличались друг от друга характером доработок, сложностью изменений и составом дополнительных средств. Тем не менее, цели и результаты всех этих проектов практически идентичны.
На фоне текущей Спецоперации было разработано несколько сухопутных установок под пулемёт 9-А-662. Их можно монтировать на автомобилях или другой технике, а также на катерах. Это тумбовые или шкворневые установки с креплениями для пулемёта и вспомогательных средств. Для наведения могут использоваться доступные прицелы или даже оптико-электронные системы.
Интересной особенностью нескольких таких проектов является отказ от газового двигателя в пользу электропривода. Обеспечение необходимого электропитания не представляет особой технической сложности, но дает определённые преимущества. Например, упрощается управление огнём, достигаются нужные огневые характеристики и снижаются риски отказа из-за загрязнения газового двигателя.

Самоходная зенитная установка на основе ГШГ-7,62 и имеющегося грузовика. Фото Telegram / Dambiev
Согласно имеющимся данным, несколько организаций и войсковых мастерских освоили сборку пулемётных установок различных конструкций. Такие устройства и пулемёты ГШГ-7,62 поступают в разные подразделения. В частности, их получают мобильные группы борьбы с беспилотной авиацией. Скорострельные пулемёты значительно увеличивают вероятность поражения малогабаритной маневрирующей цели, такой как лёгкий БПЛА.
В прошлом году проводились испытания установки с ГШГ-7,62 на патрульном катере. Пулемёт вновь продемонстрировал высокие огневые характеристики и вероятность поражения надводной цели типа БЭК. Существует информация о дальнейшем развитии подобной идеи.
Также следует упомянуть белорусский проект доработки пулемёта с индексом 9-А-662БМ. В ходе этой модернизации оружие было лишено газового двигателя и получило новый электропривод. Такой пулемёт планировалось использовать на автомобильной технике и даже на наземных робототехнических комплексах. В последние годы демонстрировались несколько подобных носителей доработанного ГШГ-7,62.
Многоцелевое оружие
Четырёхствольный скорострельный пулемёт 9-А-662 / ГШГ-7,62 был создан и запущен в серийное производство почти полвека назад. Изначально он использовался исключительно авиацией, но затем стали появляться проекты его переноса на наземные и надводные платформы. Новые разработки такого рода находят практическое применение и в целом оправдывают ожидания.
Благодаря удачной конструкции и высоким тактико-техническим характеристикам, пулемёт ГШГ-7,62 обладает большим потенциалом с точки зрения эксплуатации и применения. При этом все подобные возможности этого оружия начали раскрывать и использовать только сейчас. Вполне вероятно, что современные проекты адаптации старого пулемёта под новые задачи тоже получат развитие и принесут новые результаты.
- Рябов Кирилл
