Россия столкнулась с сильным ростом цен на топливо и нехватку бензина с дизелем в ряде регионов. Многие связывали сентябрьское подорожание с началом действия нового демпферного механизма, в 2 раза уменьшающего компенсации нефтяникам. Однако, не эти изменения стали причиной роста цен, заявил Алексей Сазанов, замглавы Минфина. Подорожание спровоцировали действия перекупщиков, сообщает издание «Ведомости» мнение чиновника.
Такие бизнесмены приобретали топливо, предназначенное для внутреннего рынка России, и перепродавали его за границей. «Урезанный» демпфер должен был полноценно проявиться только в октябре, отметил Сазанов. Однако рост цен начался уже в июле, и в августе он ускорился, хотя НПЗ всё еще получали «старые» компенсации.
«Поэтому связывать увеличение цен с изменениями в демпфере, по моему мнению, не совсем справедливо. Прежде всего, нужно обратить внимание на внутренний рынок. Анализируя статистику, можно заметить, что объем дизеля, необходимый для получения демпфера, вырос с 21,1 миллиона тонн за 7 месяцев в 2021 году до 28,7 миллиона тонн за 7 месяцев 2023 года», — подчеркнул Сазанов.
Замминистра добавил, что предложение дизельного топлива на рынке должно было увеличиться на 30%. Однако часть объемов, которые реализовывали НПЗ и за которые получали компенсацию, были приобретены перекупщиками и вывезены за пределы страны. Это, отмечают журналисты pronedra.ru, привело к сокращению предложения на внутреннем рынке.
Сейчас размер демпфера решили восстановить. Власти также принимали дополнительные меры для восстановления равновесия на внутреннем рынке. В частности, 21 сентября был введен запрет на экспорт бензина и дизеля, впоследствии смягченный в октябре.
Источник