Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии

Служба и боевое применение американских БПЛА, созданных в 1960-1970-е годыЭволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
В 1960-1970-е годы в США было разработано множество беспилотных летательных аппаратов. Поскольку перечисление всех моделей заняло бы слишком много времени и не поместилось бы в разумные рамки, в этой статье рассмотрим только самые интересные образцы, которые имели практическое применение.
Создание дронов осуществлялось как небольшими американскими компаниями, так и крупными авиационными корпорациями. До конца 1970-х годов основное внимание уделялось проектированию ложных целей, воздушных мишеней, разведывательных беспилотников и радиосигнальных ретрансляторов.
ВВС США активно и успешно использовали многоцелевые реактивные БПЛА Ryan AQM-34 Firebee во время войны во Вьетнаме, однако после вывода войск из Юго-Восточной Азии интерес к беспилотникам со стороны военных снизился. Это частично объясняется сокращением финансирования исследовательских программ и акцентом на развитие высокоточных авиационных средств поражения для пилотируемых самолётов.
Хотя опытные образцы ударных реактивных БПЛА BGM-34 от компании Teledyne Ryan во второй половине 1970-х показали обнадеживающие результаты на испытаниях, заказов на них не поступило. В то время управление дронами через спутники было ещё недоступно, и имеющаяся аппаратура связи и навигации не обеспечивала должной точности при использовании беспилотников на загоризонтной дальности. Кроме того, генералы ВВС, которые начинали свою карьеру в годы Второй мировой войны, оказались психологически не готовы доверить выполнение авиаударов роботам, контролируемым дистанционно.

Ложная цель McDonnell ADM-20 Quail

Во второй половине 1950-х годов Стратегическое авиационное командование инициировало разработку ложной цели, предназначенной для запуска с дальнего бомбардировщика и отвлечения внимания сил ПВО.
Компания McDonnell Aircraft Corporation предложила проект летательного аппарата с укороченным треугольным крылом и без горизонтального стабилизатора, чтобы снизить затраты на производство, которое велось преимущественно из стеклопластика и предназначалось для размещения внутри стратегического бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress.
На этапе разработки ложная цель получила название SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy — приманка для дозвукового крейсерского самолёта), а после принятия на вооружение и победы над конкурентами — GAM-72 Quail. В конкурсе также участвовали «воздушные приманки»: Convair XGAM-71 Buck Duck и XSM-73 Goose.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Ложная цель GAM-72 Quail в музейной экспозиции
Массовое производство GAM-72 стартовало в 1960 году. В 1963 году, в связи с изменениями в системе обозначения военных летательных аппаратов в США, GAM-72 был переименован в ADM-20. Войсковые испытания признали успешными после того, как 8 июня 1960 года с боевого В-52D 4135-го стратегического авиакрыла, базировавшегося на авиабазе Эглин во Флориде, были успешно запущены несколько ложных целей.

Cброс ложной цели ADM-20 с бомбардировщика В-52D
Во внутреннем отсеке бомбардировщика можно было разместить восемь ADM-20, но обычно загружали не более двух. Полная боеготовность была достигнута в апреле 1962 года, когда ложными целями оснастили последнюю, четырнадцатую по счёту строевую эскадрилью.

Вес ложной цели модификации ADM-20А в снаряженном состоянии составлял 543 кг. Длина составляла 3,88 м, размах крыла в сложенном состоянии – 0,71 м, в рабочем – 1,65 м. Турбореактивный двигатель General Electric J85-GE-7 с максимальной тягой 10,9 кН обеспечивал скорость полёта около 1100 км/ч. Практический потолок – 15 200 м. Дальность – более 700 км.
Автономная программируемая система управления в сочетании с автопилотом обеспечивала выполнение разворотов и изменения скорости полёта. Для имитации радиолокационного портрета бомбардировщика на внешней поверхности ADM-20 имелись специальные отражатели, а на борту находился генератор, который воспроизводил работу бортовой радиолокационной станции или обеспечивал постановку активных помех, а также сбрасываемые дипольные отражатели общим весом до 45 кг.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Ложная цель ADM-20С
Производство ADM-20А продолжалось до мая 1962 года. Всего корпорация McDonnell Aircraft произвела 585 ложных целей, которые, начиная с 1963 года, были модернизированы до уровня ADM-20В и ADM-20С.
Вскоре после того как в 1972 году в боекомплекте «Стратосферных крепостей» появились сверхзвуковые ракеты Boeing AGM-69 SRAM с ядерной боеголовкой, способные эффективно уничтожать позиции ЗРК, ложные цели ADM-20 были признаны устаревшими и выведены из эксплуатации в декабре 1978 года.

Воздушная мишень Northrop AQM-38

В середине 1950-х компания Northrop Ventura, входившая в состав Northrop Corporation, начала работу над созданием компактного аппарата с автономным управлением RP-76, который мог корректировать полет по радио и предназначался для использования в качестве воздушной мишени в учебно-тренировочных процессах для пилотов истребителей-перехватчиков и расчётов ЗРК. Прием на вооружение RP-76 состоялся в 1961 году.

Поскольку для воздушного запуска RP-76 планировалось использовать те же истребители-перехватчики, мишень изначально имела небольшие размеры и массу. Для снижения стоимости в конструкции использовались доступные материалы, а разгон до скорости 1150 км/ч обеспечивался твердотопливным двигателем Aerojet 530NS35 с временем работы около 9 минут и тягой 180 кН. Для повышения радиолокационной заметности дрона использовалась линза Люнеберга, а посадка после завершения полёта осуществлялась на парашюте. Модификация RP-78 имела двигатель с тягой 440 кН, что обеспечивало скорость полёта более 1,25 М. В 1963 году RP-76 и RP-78 получили обозначения AQM-38 и AQM-38А соответственно.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Воздушная мишень AQM-38А под крылом истребителя-перехватчика Northrop F-89 Scorpion
В снаряженном состоянии воздушная мишень весила 140 кг. Длина составляла 2,95 м, диаметр – 300 мм, размах крыла – 1,5 м. Чаще всего для запуска AQM-38 и AQM-38А использовались всепогодные истребители-перехватчики Northrop F-89 Scorpion. Всего было изготовлено более 2000 мишеней этого типа. Их эксплуатация продолжалась до второй половины 1970-х.

Воздушная мишень Curtiss-Wright TDU-12/B Skydart

Практически одновременно с AQM-38 начались поставки мишени с воздушным стартом TDU-12/B Skydart, разработанной и производимой для ВВС США компанией Curtiss-Wright.

Эта относительно компактная мишень с инерциальным автопилотом, имеющая стартовый вес 47 кг, предназначалась для отработки применения ракет класса «воздух-воздух» с ИК ГСН AIM-9 Sidewinder и AIM-4 Falcon. Запуск мишеней осуществлялся с истребителей F-100 Super Sabre и F-104 Starfighter на скорости от 0,8 до 2М.

Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Воздушная мишень TDU-12/B
Воздушная мишень TDU-12/B имела длину 2,03 м. Диаметр – 160 мм. Размах крыльев – 0,53 м. Двухрежимный твердотопливный двигатель GCRC/Hercules в течение первых двух секунд работы развивал тягу 2,8 кН, после чего ещё 45 секунд работал с тягой 0,33 кН. Максимальная скорость полёта – 2М. Продолжительность полёта – около 2 минут. Заказчику было поставлено около 200 изделий. Их использовали до конца 1960-х.

Воздушные мишени Beechcraft MQM-39A и MQM-61А Cardinal

В первое послевоенное десятилетие основным поставщиком недорогих беспилотников с поршневым двигателем, предназначенных для обеспечения боевой подготовки зенитчиков, была компания Radioplane, а после её слияния с Northrop Corporation, до конца 1970-х, — беспилотное подразделение Northrop Ventura. Однако проектирование и серийное производство таких воздушных мишеней не представляло особой инженерной задачи, и на рынке возникла некоторая конкуренция.
В начале 1960 года компания Beechcraft начала производство радиоуправляемого БПЛА Модель 1001, принятого на вооружение флотом под обозначением KDB-1 (позже MQM-39A Cardinal). Модификация, предназначенная для использования армией, имела обозначение MQM-61A. Всего было построено более 2200 БПЛА «Кардинал», которые служили до начала 1980-х.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Запуск воздушной мишени KDB-1 с тяжелого ракетного крейсера USS Boston (CAG-1) в 1962 году
«Кардинал» был крупнее, чем широко распространённая воздушная мишень RP-71, производимая Northrop Ventura, и представлял собой моноплан с V-образным хвостовым оперением. Двухтактный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения McCulloch TC6150-J-2 мощностью 125 л.с. обеспечивал максимальную скорость 560 км/ч. На борту имелось топлива на один час полёта. Потолок достигал 13 000 м. Максимальный взлётный вес – 310 кг. Длина – 4,6 м, размах крыла – 3,95 м.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Воздушная мишень MQM-39А в Мемориальном парке линкора USS Alabama (BB-60)
Беспилотник мог быть оборудован лебёдкой и тащить за собой буксируемую мишень, а также оснащаться устройствами для подсчёта попаданий в конус. Имелась возможность размещения двух мишеней малого размера под каждым крылом. Запуск осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, посадка — на парашюте.

Компания Beechcraft также предлагала разведывательный Model 1013 с экономичным поршневым двигателем мощностью 110 л.с. и турбореактивную мишень Model 1025TJ, но заказы на них не поступили.

Воздушная мишень Beechcraft AQM-37 Jayhawk

В 1959 году ВМС и ВВС США совместно опубликовали требования к одноразовой скоростной воздушной мишени с большой дальностью полёта. Конкурс выиграла компания Beechcraft, предложившая БПЛА Model 1019 с автономной программируемой системой управления, запускаемой с самолёта-носителя. После принятия флотом на вооружение этот образец получил обозначение KD2B (позже Q-12 и AQM-37 Jayhawk).

Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Воздушная мишень AQM-37 Jayhawk
Жидкостный реактивный двигатель Rocketdyne LR64-NA-4 с тягой до 4 кН работал на гидразине и дымящей красной азотной кислоте в течение 5 минут. Снаряженная масса AQM-37 достигала 300 кг. Длина – 4,27 м. Размах крыльев – 1 м. Максимальная скорость на большой высоте превышала 1360 м/с. Потолок – 30 000 м. Дальность – 180 км. Для запуска AQM-37 в ВМС США использовались штурмовики Grumman A-6 Intruder и многоцелевые истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Воздушная мишень AQM-37 под крылом палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder
Первоначально скоростные мишени должны были имитировать самолёты, летящие на большой высоте, но затем в большинстве случаев в учениях и при испытаниях новых средств ПВО они изображали вражеские крылатые ракеты. Один из вариантов с улучшенной теплозащитой достигал скорости 4,7 М и выполнял горку на высоте 35 км. Также имелись модификации с радиолокационным высотомером, предназначенные для маловысотных полётов. Летательные аппараты этого семейства, в основном, имели программируемый автопилот, но также существовали варианты с радиокомандным управлением.
Всего было выпущено более 5000 скоростных мишеней разных модификаций. Основным покупателем модели AQM-37C стал флот. В начале 1970-х ВВС США проводили эксперименты с аппаратами этого типа, однако они официально не были приняты на вооружение. Армия приобрела около 400 AQM-37А, часть из которых была оснащена спасательным парашютом, что позволяло повторно использовать. Последние две оставшиеся мишени AQM-37C использовались в сентябре 2022 года. Кроме американских вооруженных сил AQM-37 закупали Израиль, Италию и Францию. В Великобритании они производились под обозначением Shorts SD.2 Stiletto.

Воздушная мишень North American MQM-42 Redhead/Roadrunner

В 1961 году совершила первый полёт воздушная мишень NA-273, построенная компанией North American Aviation и получившая после принятия на вооружение обозначение MQM-42A Redhead/Roadrunner.

Этот сверхзвуковой летательный аппарат с небольшими треугольными крыльями и стреловидным хвостовым оперением использовался в 1960-1970-е годы американской армией для тренировок расчётов зенитных ракетных комплексов MIM-23 Hawk и MIM-14 Nike Hercules.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Запуск воздушной мишени MQM-42А
Воздушная мишень MQM-42А стартовала с буксируемой пусковой установки тактического ракетного комплекса MGR-3 Little John. Разгон до сверхзвуковой скорости производился твердотопливным двигателем Rocketdyne, после чего включался прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) Marquardt MA-74 с тягой 27 кН. Вертикальный стабилизатор также служил пилоном для ПВРД.

Беспилотник длиной 7,57 м и с размахом крыльев 1,91 м в снаряженном виде весил 408 кг. На большой высоте скорость превышала 2400 км/ч. Максимальная высота полёта – 18 000 м. Дальность – до 420 км.
Существовало две модификации: MQM-42A Redhead и MQM-42A Roadrunner. Первая предназначалась для полётов на большой высоте с максимальной скоростью, а маловысотная модификация действовала на высоте 90 м и летала со скоростью до 1М. Контроль курса и высоты осуществлялся автопилотом по заданной программе. Оператор наземной станции мог вмешаться в управление, а также дать команду на прекращение полёта. После этого подача топлива прекращалась, срабатывал тормозной двигатель и выпускался парашют.

Радиоуправляемый вертолёт Gyrodyne QH-50 DASH

Одним из уникальных аппаратов является беспилотный противолодочный вертолёт Gyrodyne QH-50 DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter), который серийно выпускался с 1963 по 1966 год.
Эволюция и боевое применение американских БПЛА 1960-1970-х годов: история, технологии и влияние на военные стратегии
Беспилотный вертолёт QH-50С
Появление беспилотной «вертушки» было вызвано резким увеличением в 1950-1960-е годы числа подводных лодок в составе ВМФ СССР. В ответ на это американцы модернизировали гидролокаторы на эсминцах, разработанных во время Второй мировой войны, но им требовалось дальнобойное противолодочное оружие. Первоначальная концепция применения QH-50 предусматривала использование ядерной глубинной бомбы или торпеды, и БПЛА считался расходным материалом.
Для базирования на кораблях была выбрана соосная схема винтов. Прототипы испытывались с поршневыми двигателями Porsche YO-95-6 мощностью 72 л. с., но серийный образец QH-50С получил турбовальный двигатель Boeing T50-4 мощностью 300 л. с., что позволило увеличить боевую нагрузку до двух самонаводящихся торпед Mark 44.
Взлетная масса QH-50С составляла 1036 кг. Длина – 3,64 м. Высота – 2,96 м. Радиус, ометаемый винтами, – 6,1 м. Максимальная скорость достигала 148 км/ч. Крейсерская – 85 км/ч. Потолок – 5000 м. Топливного бака ёмкостью 130 л хватало на час полёта.
Модификация QH-50D имела двигатель Boeing T50-12 мощностью 365 л.с., лопасти несущего винта из стеклопластика и увеличенный топливный бак.
Источник[/mask_link]

Оцените статью
Сitycelebrity