Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи

Флоту России нужен новый флагманФлоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
В интернете началась бурная дискуссия. На протяжении недели обсуждали судьбу «Адмирала Кузнецова», которому, похоже, предписан путь без возврата. Обсуждения были весьма эмоциональными. Ярые патриоты начали громко заявлять, что России необходим авианосец, который должен плавать по всем морям, показывая флаг и так далее. А те, кто выступает за разборку «Кузнецова» — предатели, которых нужно наказывать.
Однако под натиском неприятных вопросов патриоты начали замолкать, так как находить ответы было значительно труднее, чем просто участвовать в митингах в духе «Сталина на вас нет». Российское население успело выпустить пар, остро иронизируя на заданную тему.
Как всегда, мнения разделились. Кто-то не представлял будущую Россию без авианосца, который, по их мнению, был символом надежды, для других же это судно должно было представлять российский флаг на дальних просторах, а кто-то был рад, что сорокалетнему безумию пришел конец.

В целом, дискуссии можно завершать, так как председатель совета директоров Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Костин, который также является президентом ВТБ, членом высшего совета «Единой России» и полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», уже подписал приговор ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Кораблю «уже больше 40 лет, и это крайне дорогостоящее судно… Я думаю, вопрос будет решён таким образом, что его либо продадут, либо утилизируют», — отметил Костин.

Конечно, продажа «Адмирала Кузнецова» — дело весьма сомнительное

Старый корабль с запятнанной репутацией продать будет очень сложно, и в текущих условиях вряд ли найдутся желающие. А вот утилизация… Это у нас делается довольно легко.

Для многих новость прозвучала как печальный звон, но в ней определённо скрыт смысл. В 1985 году корабль спустили на воду, и за прошедшие 40 лет его история состояла из доработок, ремонтов и модернизаций, а также множества ремонтов. Между тем было лишь несколько плаваний и один боевой выход в Сирию.

Поход в Сирию стал причиной значительного морального ущерба для крейсера в мировом сообществе. Два потерянных из-за некачественных тросов аэрофинишера самолета и неэффективные действия палубной авиации, что отметили все наблюдатели, стали поводом для обширной критики российского военно-морского флота со стороны Запада.

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Один боевой поход за 40 лет — это действительно мало, особенно с учётом огромных затрат на поддержание «Кузнецова» в работоспособном состоянии — абсолютно бессмысленно. В интернете достаточно воспоминаний тех, кто служил на «Кузнецове», и те, кто интересовался, уже ознакомились с ними и сделали вывод о том, насколько данный корабль соответствует статусу флагмана ВМФ России.
По традиции флагманом назначают самый мощный корабль с наиболее подготовленным экипажем. Флагман также представляет флот в мирное и военное время. И если другого корабля на место флагмана не нашлось — такова реальность. Большой, дорогой и вечноремонтируемый «Адмирал Кузнецов» на долгое время стал лицом российского военного флота. Однако пришло время сделать выводы о том, насколько целесообразно дальнейшее содержание этого корабля и его (что немаловажно!) восстановление после очередного инцидента.

По всей видимости, в глубинах кабинетов и на совещаниях шли долгие дебаты относительно будущего этого корабля. И был подписан приговор: содержание — дорого, восстановление — очень дорого, применение — негде.

Содержание действительно дорого

Сегодня многие говорят о колоссальной коррупции и ужасном разгильдяйстве, которые окружают «Кузнецова». В качестве доказательства приводят постоянные ремонты, аварии и снова ремонты, сроки которых постоянно срываются.
Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Что касается коррупции — это дело соответствующих органов, а о разгильдяйстве… Здесь можно говорить двояко. Хотя, конечно, было бы интересно узнать настоящую историю, как единственный плавучий док, в который мог войти «Кузнецов», вдруг оказался у «Роснефти», которая его полностью износила и без проблем оставила на дне, предварительно хорошо заработав на «обслуживании» крейсера.

Что касается разгильдяйства и неспособности довести «Кузнецова» до работоспособного состояния — давайте будем честными: корабль изначально был проблемным. Его строили с множеством оговорок, и стоит вспомнить, как корабль вообще оказался в России (фактически был угнан с испытаний). И тот факт, что доработку осуществляли не те, кто строил корабль, тоже оказал влияние. Не секрет, что на протяжении всей своей жизни «Кузнецов» имел множество неисправностей, начиная от санитарных узлов и заканчивая ракетным вооружением.

На мой взгляд, дело не только в том, что за 40 лет «Кузнецова» не довели до должного состояния. Это логично, ведь вся документация и специалисты остались в Николаеве, т.е. фактически вне доступа. Пример «Викрамадитьи» как раз противоположный: на этот корабль, построенный ранее, вся техническая документация была доступна, что в итоге позволило кардинально его перестроить из «Горшкова». Но это отдельный трудовой подвиг инженеров и рабочих «Севмаша» с помощью бывших строителей корабля из Николаева. Все корабли проекта 1143 отличались друг от друга.
Суть в том, что для «Кузнецова» не хватает двух ключевых аспектов: стратегии применения и инфраструктуры.

Начнем со стратегии применения

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Стратегия — это сложное понятие, так как она определяет задачи флота и формирует корабельный состав и его применение.
Конкретно для России эскадры, выполняющие боевые задачи на дальних берегах, как элемент стратегии, так и не появились. Были сражения со шведами на Балтике, войны с Турцией на Черном море. Ну и был поход Второй Тихоокеанской эскадры к Цусиме, где произошло крупнейшее сражение броненосцев, ознаменовавшее начало эпохи дредноутов.

В этом сражении Россия потерпела сокрушительное поражение, и с тех пор её роль на любом море сводилась к эпизодическому участию. Это касалось как Первой, так и Второй Мировых войн.

Стратегия также подразумевает наличие союзников и баз, а также пунктов снабжения по всему миру. Очень хотелось бы напомнить всем нашим требующим «демонстрации флага на дальних берегах», что до этих берегов надо добраться, и не с самой высокой скоростью, а со скоростью танкера, который будет заправлять этот крейсер. Плюс ещё 2 тысячи членов экипажа будут нуждаться в еде, воде и гигиенических процедурах после рабочих вахт. Это сделать без такого запаса энергии, как на ТАРК проекта «Орлан», «Кречету» проблематично. И не стоит забывать, что срок автономности у «Кузнецова» — 45 суток.

У нас нет баз по всему миру, как у американцев. Старые закончились, а новых не предвидится. И желающих предоставить нам земли на побережье, как в Камрани или Тартусе, тоже не наблюдается. Поддерживать работоспособность такого авианосца во время его походов «к дальним берегам» у нас сейчас нет возможности.

А они вообще нужны?

США авианосцы нужны. С помощью них американцы «наводят порядок» по всему миру.

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Авианосцы необходимы Китаю и Индии, это океанские державы, имеющие значительную зону интересов в Мировом океане, и к тому же обремененные противниками, у которых также есть военно-морские флоты. Ну и друг к другу они не так уж и ровно дышат.
Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Интересный вопрос: нужны ли такие корабли Великобритании, Франции, Италии и Испании? Скорее нет, чем да. У этих стран практически нет (у Италии и Испании точно) колоний, да и флотов для усмирения дальних берегов тоже нет. У Франции ещё есть некоторые заморские «территории», как сейчас называют колонии, с общим населением менее 3 миллионов человек, и сомнительно, что для их контроля нужен атомный корабль «Де Голль», который представляет скорее радиационную угрозу, чем боевую.

У России нет баз за границей, с которых можно было бы выполнять различные задачи в мире, нет колоний, которые нужно усмирять, нет вменяемых задач. А даже если бы такие интересы и существовали, скажем, в Африке или на Ближнем Востоке, потеря Тартуса поставила на этом жирный крест.

Кроме того, не стоит забывать, где все эти годы находился «Кузнецов». Он базировался на Севере, где для него задач не то что нет – даже не предвиделось. И каким было его гипотетическое участие в любых конфликтах, мы помним по сирийскому походу — несколько недель в одну сторону. То есть, как оперативная боевая единица, «Кузнецов» имел ценность НОЛЬ.
Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Террористы в Сирии, конечно, подождали, пока русский крейсер доберется до берегов Сирии, чтобы в них пострелять с самолетов, но вот в случае любого конфликта, где может потребоваться участие такого корабля с более-менее серьезным противником, никто не станет ждать, пока «Кузнецов» справится со своей силовой установкой и прибудет в район боевых действий с Севера.

Почему же корабль, для которого откровенно нет никакой работы на Севере, базировался там? А не, скажем, на Тихом океане, где он со своим авиакрылом был бы гораздо более полезен? Всё просто: на Тихом океане для «Кузнецова» нет инфраструктуры. Совсем. Нет плавучих доков такого размера, нет заводов, у которых есть доки-бассейны таких размеров. Ничего нет. Фактически, в 1991 году «Кузнецова» и отправили через полмира на Север, ведь там было хоть что-то в плане возможностей его ремонта.

Это, конечно, к лучшему. Как и многие другие корабли, «Кузнецов» простоял на безопасном Севере столько лет, никому не интересуя. Противника в тех широтах у нас нет, и появится он не скоро. Можно только представить, с каким азартом украинские дроны гоняли бы «Кузнецова» по акватории Черного моря. И сколько сил пришлось бы потратить на его защиту.

И нет ему места в акватории Балтийского моря, где уже явно начинается новый этап противостояния России с желающими урвать нашу нефть. Как показала практика, самолет в такой ситуации очень полезен. Но у нас есть аэродромы в Калининградской области, а вот огромный и неуклюжий авианосец в таком тесном водоеме, как Балтика, особенно в противостоянии с НАТО… Это просто большая мишень, попадание по которой может существенно повредить престижу России.
Да и на Севере авианосцу делать нечего! В целом нечего, какая основная задача Северного флота? Правильно, это инструмент ядерного сдерживания, и этим занимаются атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения, и у них это получается прекрасно.
Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Но если и появится в тех местах какой-то универсальный надводный корабль, то это будет не крейсер, а ледокол. Атомный и с соответствующими ракетами на борту. В морских контейнерах.
И действительно, для развертывания авианосца и его более-менее эффективного применения подходит только Тихий океан. И там есть противники, и союзники, а главное — там действительно может быть уместна АУГ как узел обороны между Камчаткой и Сахалином. И уместна, и эффективна.

Но нет ни причалов, ни заводов, ни доков, способных принять корабль таких размеров. Неудивительно, «Кречеты» проектировались в другой стране, с другими возможностями. А в современных условиях мотаться из Владивостока на Север за 11 000 километров ради ремонта — это довольно спорное решение.
Тем более, если учесть, что, согласно статистике, корабль провёл в ремонтах в 7 раз больше времени, чем на реальной службе.

Давайте спокойно взглянем на последние годы существования «Кузнецова»

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
2017 год. Вернувшись из спорного похода в Сирию, крейсер сразу же уходит на капитальный ремонт. Дефектовка показала необходимость замены силовой установки, энергетического оборудования, летной палубы с трамплином, системы приёма и посадки самолетов. Наконец-то решили избавиться от «Гранитов», система пуска которых не работала уже давно, а вместо них установить «Панцири» в качестве ПВО ближнего уровня.
Ремонт планировался с 2018 по 2023 годы. 5 лет времени и 86 миллиардов рублей. Это, если что, ЧЕТЫРЕ новых корвета проекта 20380. Кораблей, которые весьма достойны по многим параметрам и способны выполнять широкий спектр задач.

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
Работы начались после подписания контракта со «Звёздочкой» в 2018 году. В начале 2023 года авианосец должен был выйти на испытания, а к концу года вернуться в строй Северного флота и еще 10 лет мучить командование ВМФ РФ вопросом о том, чем его занять.
Но все пошло не так, как планировалось. Ремонт подводной части корпуса авианосца был начат в Мурманске, на плавучем доке ПД-50, принадлежащем 82-му судоремонтному заводу.

30 октября 2018 года плавучий док ПД-50 затонул. Погибли два человека. Находившийся в доке авианосец получил повреждения надводной части от падения докового крана, но остался на плаву и был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода.
Других доков, способных принять авианосец, в стране не было, поэтому с огромными усилиями был перестроен док 35-го судоремонтного завода. Планировалось, что «Адмирал Кузнецов» сможет встать на докование в 2021 году.

12 декабря 2019 года на корабле произошел пожар. Во время сварочных работ искра попала в трюм, где было разлито топливо. Огонь тушили почти сутки, погибли два человека, более десяти пострадали.
В апреле 2020 года комиссия ОСК оценила ущерб от пожара в 500 миллионов рублей.

Май 2022 года. Алексей Рахманов, занимавший пост гендиректора ОСК, сообщил, что ремонт и модернизация «Адмирала Кузнецова» идут по плану.

22 декабря 2022 года во время ремонтных работ снова произошел пожар повышенной сложности, пострадавших не было. Стоимость ущерба не разглашалась.

21 февраля 2023 года бывший крейсер, а ныне легкий авианосец «Адмирал Кузнецов» вышел из сухого дока 35-го судоремонтного завода и встал у стенки. Ремонтные и модернизационные работы должны были продолжаться у достроечной стенки до 2024 года.

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
В начале зимы 2024 года «Адмирал Кузнецов» посетил министр обороны России Андрей Белоусов с целью проверки состояния «Кузнецова». Результаты оказались неудовлетворительными, корабль не мог даже самостоятельно покинуть док, о боевом выходе не могло быть и речи. Модернизацию продлили до конца 2025 года, после чего будет решаться дальнейшая судьба крейсера и всего его состава.
В июле 2025 года стало известно о приостановке работ по ремонту и модернизации авианосца. И вот тогда Костин окончательно осудил корабль-неудачник.

С приходом в Минобороны Белоусова пришло понимание того, что в ближайшие несколько десятилетий России не до заморских военных операций, вроде сирийской кампании. И не до супергигантских кораблей, учитывая обстоятельства.
Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи
СВО наглядно продемонстрировала, что лучшая помощь, которую может оказать армии модернизированный крейсер «Адмирал Нахимов», — это мирно стоять на рейде, не ломаться и не требовать на себя огромные суммы в ремонтах. И это — лучшее, что может предложить самый крупный надводный военный не авианесущий корабль мира. Потому что обеспечить безопасность танкерного флота на Балтике он не в состоянии, а других задач пока нет. Но есть 200 миллиардов рублей (это, напомню, 10 кораблей проекта 20380, если что), которые были потрачены на восстановление ветерана (стоимость ремонта крейсера «Адмирал Нахимов» превысила 200 млрд рублей). И который теперь будет стоять на Севере на приколе, потому что у него не будет задач, как и у «Кузнецова».
А обеспечивать безопасность танкерного флота в Балтийском и Северном морях будут корветы и фрегаты. Рабочие лошадки любого конфликта.

Флоту России необходим новый флагман для укрепления морской мощи

Вообще пора начать понимать, что времена меняются

И пора торжественных парадов, заполненных «не имеющей аналогов» техникой и военных игрищ, правила в которых написаны шоуменами, завершилась. Как и эпох

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity