Учеными из гонконгского Университета образования изучено влияние цифровой техники на развитие детей. Исследование показало, что длительность экранного времени прямо коррелируется с изменениями в определенных областях мозга.
Как сообщает журнал Early Education and Development, метаанализу были подвергнуты результаты 33 исследований, охвативших 23-летний период. В них были задействованы более 30 тысяч детей в возрастном диапазоне от 6 месяцев до 12 лет. С помощью различных методов нейровизуализации ученые выясняли, как время, проведенное за просмотром телевизора или за компьютером и гаджетами, влияет на функции мозга.
Оказалось, что увеличение экранного времени продуцирует изменения в префронтальной коре головного мозга, играющей важную роль в организации рабочей памяти, способности планировать или реагировать на ситуации адекватно.
Электронные устройства также воздействуют на теменную долю, отвечающую за обработку прикосновений, ощущения тепла, холода и боль. Выяснено и влияние на височную долю (регулирует память, слух и речь) и затылочную (ответственна за интерпретацию визуальной информации).
Любопытно, что последствия использования цифровых инструментов носят как положительный, так и отрицательный характер. Так, ряд исследований отметил снижение внимания, самоконтроля, когнитивных навыков и даже сокращение показателей интеллекта и объема мозга.
Но в шести работах утверждалось, цифровая техника в детском возрасте способствует росту концентрации, способности к обучению, исполнительных функциях и когнитивных навыках.
Авторы рекомендуют родителям стимулировать детей к использованию программ, способствующих развитию мозга.