11 ноября отмечается празднование Авраамия, пастуха овец, и Анастасии Овечницы. Этот день посвящен традициям и обрядам, связанным с пастушьей культурой. Владельцы стад по традиции встречаются с овчарами, чтобы обсудить вопросы ведения стада и обеспечения прибыли в доме. Различные ритуалы, выполняемые при выпасе овец, помогают обеспечить благополучие и сохранность стада во время пастбищного периода. Кроме того, в этот день проводились приметы, которые помогали предсказать скорое наступление зимы.
Традиции на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу
Святую Анастасию почитают как покровительницу овец, а святого Авраамия – как покровителя овчаров. Верующие считают, что при помощи этих святых можно обеспечить сохранность стад овец. Поэтому изображения святых Анастасии и Авраамия часто используются в обрядах, связанных с пастушеской деятельностью при выгоне стад на пастбище.
Завершение пастбищного сезона совпадает с наступлением холодов и приходится на день Авраамия и Анастасии. В этот день принято угощать и угождать пастухам, которых нередко считают знающими секреты лесных духов. Ведь, по мнению крестьян, без помощи этих духов бывает трудно защитить стадо от диких зверей.
Пироги, яичницу и холсты материи предлагают овчаров в качестве подарков. Этот день также часто становится временем для стрижки овец, хотя момент ее начала или завершения может различаться в разных регионах. В южных местностях стрижка овец может завершаться, в то время как в северных регионах она только начинается. Качество и количество полученной шерсти имеют большое значение, поскольку они влияют на доход и производство одежды для семьи.
Обряды на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу
Празднество начиналось рано утром, с основными участниками, которыми были пастухи овец. Хотя это часто были старшие или не очень крепкие люди, их работу всегда уважали. Овчары играли на своих рожках и исполняли песни, которыми поздравляли хозяев с окончанием сезона выпаса. Затем хозяева расплачивались с пастухами. Получив оплату, овчары устраивали гулянья, которые продолжались до позднего вечера. В течение этого времени они могли обсудить цены на шерсть и договориться о покупке.
Существовал обряд, который, по мнению пастухов, помогал защитить стадо овец. При выходе на пастбище овчары обходили отару, читали специальный заговор, затем закрывали замок на ключ и бросали его в лес. Это действие символизировало, что они не нарушат владение лесных духов. Заговор писался на бумаге, которую затем закапывали в скрытое место до тех пор, пока не наступал момент, когда можно было гнать овец обратно в хлев.
Когда овцы выводились на выпас, как хозяева, так и овчары старались создать много шума, чтобы отпугнуть нечистые силы. Они свистели, хлопали в ладоши, топали ногами, играли на дудках и других музыкальных инструментах. У каждого пастуха обязательно была сумка с яйцами, хлеб в форме креста, щепоткой освященной соли и церковной свечой.
Анастасия Овечница была особенным днем, когда готовили вкусные угощения для своих домочадцев, такие как сыр, а также планировали подарки из овечьей шерсти. Люди просили святую Анастасию сохранить в их доме тепло и уют.
Приметы на Авраамия Овчара и Анастасию Овечницу
Среди народа ходило поверье, что ноябрь — это время начала зимы, и они ожидали прихода морозов:
«Ноябрь окаменит воды — наладит переходы.»
Люди обращали внимание на небо, и если оно «плакало», это предвещало скорое приближение зимы.
Также следили за поведением волков: если они ходили стаями по полям, это считалось предзнаменованием неприятностей или болезней для общества.
С наступлением дня Анастасии и Авраама, медведи отправлялись в свои берлоги, чтобы впасть в спячку.
Источник