

В то же время деятельность любого флота часто заключается в оказании поддержки своим войскам на суше или в разрушении вражеских объектов на побережье. Для этих целей ещё в XVIII веке, если не раньше, были разработаны канонерские лодки. Обычно это представляло собой крупную шлюпку с одной пушкой на носу. Хотя пушка была одна, она была достаточно крупной! Благодаря небольшой осадке такая лодка могла подойти близко к вражеской крепости по мелководью и начать обстрел её укреплений. А когда таких лодок было много!.. Они могли повредить и фрегат, как, например, это сделали пять датско-норвежских канонерских лодок с английским фрегатом «Тартар» в мае 1808 года при Альвьёене. 32-пушечный фрегат смог потопить одну канонерку, но сам потерял командира, мичмана и 12 моряков.
Бой при Альвёене — канонерки vs фрегат «Тартар»
Я уже упоминал путиловские канонерки, но это были прибрежные корабли. Тем не менее, во всем мире возник спрос на мореходные канонерские лодки. Причиной этого спроса стала колониальная экспансия. Использовать броненосец или крейсер для бомбардировки условных папуасов было слишком затратно! Флот, в общем, — вещь дорогая, а выход в море большого корабля обходился в значительную сумму даже для богатой Англии. В то же время, для бомбардировки укреплений Занзибара 12-дюймовые пушки явно были избыточными. В целом, в «эпоху стимпанка» с верфей сошло огромное количество разнообразных канонерских лодок.
Американские речные броненосцы Гражданской войны тоже могут быть отнесены к канонерским лодкам
Существует большое количество типов, поскольку эти корабли довольно редко строились по единому проекту. Чаще всего прибегали к импровизации. Иногда даже речные броненосцы США и КША времён Гражданской войны классифицируются как канонерские лодки, и это не без оснований. У них присутствовали все признаки классических канонерок: небольшое водоизмещение, малый осадок, ограниченное количество орудий, но с достаточно крупным калибром…

Колёсная канонерка «Мичиган» — первое американское судно с металлическим корпусом.
Одними из первых можно назвать английские деревянные канонерки на Великих Озёрах и в нижнем течении реки Святого Лаврентия, которые появились в 1837 году во время восстаний в Канаде (да, и такие были!). В ответ на это американцы создали на Великих Озёрах свою канонерскую лодку — первый американский военный корабль с железным корпусом USS «Мичиган». Это был колёсный пароход, вооружённый 18-фунтовой пушкой, спущенный на воду в 1843 году.
Канонерка имела удивительно долгую жизнь: в 1905 году корабль был переименован в «Росомаху», чтобы освободить название для линкора «Мичиган». «Росомаха» была выведена из боевой эксплуатации в 1912 году, а на металл сдана в 1949 году, хотя нос корабля сохранили, и он сегодня находится в Морском музее Эри.

Винтовая канонерская лодка «Фон дер Танн»
Первая в мире винтовая канонерская лодка была построена немцами. В 1848 году в Дании произошла смена династии, а немецкие герцогства Шлезвиг и Гольштейн находились в личной унии с датскими королями, то есть датские короли одновременно были герцогами Шлезвига и Гольштейна. Когда династия сменилась, немцы, вполне естественно, «потянулись к родным берегам», что не понравилось датчанам.
В 1848 году началась Первая война за Шлезвиг, в которой активно участвовал новый флот герцогств, самым современным кораблем которого была винтовая канонерская лодка «Фон дер Танн». Эта канонерка имела паровую машину мощностью, по разным данным, либо 36 лошадиных сил (27 кВт), либо 150 лошадиных сил (110 кВт). Судя по тому, что корабль водоизмещением 120 тонн развивал под парами скорость 6 узлов, мне кажется более вероятным второе значение. Вооружение канонерки состояло из двух 64-фунтовых пушек в носу и корме, установленных на вращающихся платформах, и четырёх 3-фунтовых гаубиц. Канонерка даже вступила в бой с датским флотом, но во время этого села на мель и была сожжена экипажем. После войны датчане подняли корабль и после ремонта ввели в строй своего флота под именем «Сторен», но в 1862 году отправили на слом.

«Крымская канонерка» «Эрроу»
Англичане построили несколько канонерок для участия в Крымской войне, которые, по большей части, не успели принять участие в основных сражениях. Первыми в строй вошли семь канонерок типа «Эрроу», водоизмещением 586 тонн, вооружённые двумя 68-фунтовыми орудиями на поворотных платформах и четырьмя 32-фунтовыми пушками. Эти канонерки имели парусное вооружение барка и одноцилиндровую горизонтальную паровую машину одинарного расширения мощностью 160 номинальных лошадиных сил, передающую движение на один гребной винт. Отправленная на Балтику, канонерка «Рэнглер» не решилась вступить в бой с путиловскими аналогами и использовалась как посыльное судно (орудия оказались неэффективны).
Затем на верфях были построены шесть канонерских лодок типа «Глинер». Они были значительно меньше — 215 тонн водоизмещения, с машиной мощностью 60 номинальных лошадиных сил, что позволяло им двигаться под парами со скоростью 7,3 узла. Вооружены — одной 68-фунтовой пушкой, одной 32-фунтовой пушкой и двумя 24-фунтовыми гаубицами.

Канонерка «Гриндер» типа «Даппер» разбойничает на Азовском море
В 1854 году британское Адмиралтейство заказало 20 канонерских лодок типа «Даппер». Проектированные У. Х. Уокером, автором предыдущего проекта, они имели деревянный корпус, паровую машину мощностью 60 номинальных лошадиных сил и могли развивать скорость в 7,5 узлов. Вооружение этих канонерок не отличалось от кораблей предыдущего типа. Именно эти канонерки в ходе Крымской войны опустошали побережье Азовского моря.

«Рэйвен» — канонерская лодка типа «Альбакор»
Наиболее многочисленным типом «крымских канонерок» стал тип «Альбакор», всего было построено 98 штук! Они почти не отличались от предыдущего типа, но стали идеальными колониальными кораблями: стоимость одной из них, «Сурли», составила всего 9867 фунтов, так что почти сотня канонерок могла «нести свет и тепло» туземцам по всему миру за сравнительно небольшую цену. Фраза «дипломатия канонерок» во многом обязана своим появлением именно этим кораблям, которые опоздали на Крымскую войну, но успели на Вторую Опиумную…

Ренделловская канонерка «Муравей»
Наиболее известными британскими канонерками стали, безусловно, «канонерские лодки Рендела». Первая из них была спущена на воду в 1867 году, а последняя — в 1894-м, но некоторые из этих кораблей успели поучаствовать в двух Мировых войнах. Образцом для канонерок стало небольшое судно, использовавшееся на верфи Армстронга для испытаний тяжёлых орудий. Джордж Рендел трансформировал его проект в канонерскую лодку водоизмещением 250 тонн, вооружённую одной нарезной 10–12-дюймовой пушкой (для итальянцев были построены две канонерки с 16-дюймовыми пушками). Наводить орудие можно было лишь поворотом корпуса корабля, иначе при выстреле канонерку перевернуло бы.
Максимальная скорость этого судна не превышала 9 узлов, но плоское дно обеспечивало малую осадку, что было важно при действиях у берега, а два винта — хорошую маневренность. Эти корабли предназначались для Роял Нэви, но вскоре на фирму посыпались заказы от различных малых и бедных стран, которым на полноценный броненосец денег не хватало, а корабль с большой пушкой был желанным. Впрочем, именно они стали наглядной иллюстрацией того, что «скупой платит дважды»: в морском бою ренделовские канонерки оказались абсолютно бесполезны: та самая большая пушка могла стрелять разве что в штиль по крупной береговой цели. Точнее, стрелять она могла по чему угодно, а вот попасть…
Канонерская лодка «Нерпа»
Тем не менее, именно с этих канонерок стоит начать рассказ о русских мореходных канонерских лодках. Сначала Россия построила 10 «ренделовских канонерок». Ну как «ренделовских»… Они были примерно того же класса. Лодки строились в России, но, в отличие от металлических «англичанок», они были деревянными: считалось, что дерево лучше выдерживает посадки на мель и удары днищем о всякое — твёрдое и неприятное, типа скал, коих на мелководной Балтике много! «Нерпа» при водоизмещении 380 тонн несла 1х6-дюймовую пушку. «Ёрш», имея водоизмещение 321 тонну, — 1х11-дюймовую пушку, а 8 канонерок типа «Бурун» — 380 тонн водоизмещения и 1х11-дюймовое орудие.
Российская «ренделовская» канонерка «Сивуч»
Кроме того, согласно 20-летней программе кораблестроения 1882 года, были заказаны две канонерские лодки типа «Сивуч» («Сивуч» и «Бобр»), вооружённые одним 9-дюймовым и одним 6-дюймовым орудиями. Изначально планировалось использовать шведские канонерки «Эдда» и «Рота» в качестве основы проекта, но в итоге решили разработать оригинальный проект.
Строительство «Бобра» было заказано заводу Крейтона в Або, а «Сивуча» — шведскому Бергзундскому заводу. Финны пытались заполучить оба заказа, но шведы справлялись быстрее при весьма достойном качестве. Шведская канонерка вошла в строй первой, хотя обе верфи не уложились в срок. Более того, и шведы, и финны допустили перегруз: вместо запланированных 950 тонн, канонерские лодки получили водоизмещение 1134 тонны «Сивуч» и 1230 тонн — «Бобр». 2 декабря 1883 года обе канонерки были зачислены в «списки флота, в состав Сибирской флотилии». Это были корабли со стальным корпусом, длинным тараном и парусным вооружением брига. Вооружение состояло из 9-дюймового орудия в закрытом небронированном помещении на носу (угол обстрела — 36 градусов на борт от диаметральной плоскости), кормового 6-дюймового орудия и шести 9-футовых (107-мм) пушек Круппа, по 3 на борт.

Мореходная канонерская лодка «Бобр», морские котики — уважают!
Сначала канонерские лодки на Дальнем Востоке занимались… научной деятельностью! «Сивуч» проводил исследования северо-западного побережья Японского моря, работал с начальником Южно-Уссурийской горной экспедиции в Татарском проливе, доходил до мыса Дежнёва с заходами в Анадырский залив, залив Корфа и бухту Преображение. Затем возил геологические партии, искавшие уголь в районе реки Сучан. Ходил в Сиам и залив Талиенван, где русский флот присмотрел незамерзающую гавань, впоследствии ставшую портом Дальний. «Бобр» проводил промерные работы и гидрографические исследования в заливе Америка (сейчас — Находка), в честь командира канонерки, капитана 2-го ранга П. С. Павловского, был назван мыс и бухта Павловского (автору доводилось там служить, поначалу удивляло произношение ПавлОвск вместо привычного для питерцев Павловск…). Затем «Бобр» охранял лежбища морского котика на Командорских островах (да, «Баллада о трёх котиколовах» Киплинга — именно об этом корабле и его коллегах, предупреждает: «Не смейте котиков стрелять у русских Командор!»), обследовал Уссурийский залив и побережье Кореи.
Первое боевое крещение «Бобр» получил во время подавления «Боксёрского восстания». Канонерская лодка участвовала в обстреле захваченных повстанцами фортов Таку в июне 1900 года. Тогда осколками китайских снарядов на канонерке было выведено из строя 9-дюймовое орудие, но раненых и погибших не было («Сивуч» подошёл к Таку, когда бой уже закончился). После этого «Бобр» вместе с «Сивучем» поддерживал огнём германский десант, захватывавший китайскую крепость. После подавления восстания обе канонерки участвовали в операциях против хунхузов.
В русско-японскую войну «Бобр», находясь в Порт-Артуре, «работал по специальности» — вёл огонь по наступающим частям японцев, поддерживал огнём контратаки русских войск. Также немного «халтурил» — занимался тралением мин, отражал атаки японских брандеров и миноносцев, прикрывал боевое траление… Но конец был трагичным: «Бобр» погиб от попадания 280-мм японского снаряда под конец обороны крепости. «Сивуч» встретил войну в Инкоу на ремонте. Когда японцы начали наступление на Инкоу, канонерка попыталась отойти по Ляохэ, но, отойдя 125 вёрст по реке, остановилась из-за перекатов и малых глубин. 20 июля 1904 года экипаж снял с канонерки ценные вещи и взорвал корабль.

Тот самый «Кореец»
На основе проекта «Бобра» и «Сивуча» были построены канонерские лодки «Манджур» и «Кореец». Изначально планировалось построить девять канонерок, три для Балтики и шесть — для Чёрного моря, однако впоследствии от одной из балтийских канонерок было решено отказаться, и их осталось две. «Манджур» строила та же шведская фирма, что и «Сивуч», а «Кореец» заказали датской компании «Бурмейстер ог Вайн» (жена Александра III и мать цесаревича Николая были датчанками, так что…). Проект отличался от прототипов вооружением: вместо 1х8-дюймовой пушки установили 2х8-дюймовые — обе в носу, на спонсонах, сохранились также кормовая 6-дюймовка, бортовые 4х9-фунтовые (107-мм) орудия, две 47-мм и четыре 37-мм пушки. 8-дюймовые орудия были те же, что и на «Рюрике», с длиной ствола в 35 калибров, стрелявшие на дымном порохе.
Канонерская лодка «Манджур»
Обе канонерки продемонстрировали отличные мореходные качества, поэтому их активно использовали: они проводили гидрографические исследования, служили стационерами в китайских и корейских портах, боролись с браконьерами на Командорах, в составе союзной эскадры заставляли Японию отказаться от завоеваний в Китае после японо-китайской войны, подавляли «Боксёрское восстание»… «Кореец» проявил себя при взятии фортов Таку. С началом русско-японской войны «Кореец» погиб в Чемульпо, а «Манджур»… «Манджур» не напрягался — нёс службу стационера в мирном Шанхае. А потом пришла японская эскадра из трёх крейсеров, и канонерка, разоружившись, интернировалась. Командир корабля, капитан 2 ранга Николай Корун
