Китай представил инновационный скоростной вертолёт с революционными технологиями

В Китае разработан скоростной вертолёт
Экспериментальный вертолёт китайской разработки

Китайская авиационная отрасль представила новый опытный вертолёт. Машина, обозначение которой пока не разглашается, несколько месяцев назад начала свои лётные испытания. Вертолёт выделяется своей оригинальной конструкцией, а состав основных агрегатов свидетельствует о его способности развивать высокую скорость в горизонтальном полёте.

Неизвестный прототип

На днях в китайских социальных сетях появились первые снимки нового вертолёта, который остаётся безымянным. Эти изображения вскоре были опубликованы в специализированных изданиях как в Китае, так и за пределами страны. Появились первые слухи и предположения, достоверность которых пока вызывает сомнения.

По неподтверждённым данным, новый вертолёт был создан китайской корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC), входящей в состав государственной холдинговой компании Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Корпорация «Чанхэ» является ведущим китайским производителем вертолётов, и вполне вероятно, что именно она разработала этот новый проект.

Работы над машиной, обозначение которой пока остаётся тайной, велись в последние годы. Не позднее начала 2025 года был изготовлен опытный образец, который затем прошёл наземные испытания. Все испытания прошли успешно, что позволило перейти к следующему этапу — лётным испытаниям.

В новом проекте CAIC использована необычная конструкция вертолёта с упрощённой несущей системой и толкающим воздушным винтом. Это указывает на основную цель разработки — увеличение скорости полёта и улучшение других характеристик. Кроме того, такая конструкция может напоминать некоторые зарубежные проекты последних лет.

Китайские источники сообщают, что первый полёт опытного вертолёта состоялся не позже апреля текущего года. В настоящее время лётные испытания продолжаются. Информация о ходе испытаний и достигнутых результатах пока отсутствует по очевидным причинам.

Китай представил инновационный скоростной вертолёт с революционными технологиями
Таким образом, благодаря случайным свидетелям стало известно о существовании нового китайского вертолёта. Также источники с непроверенной достоверностью якобы раскрывают некоторые детали этого проекта. Когда появится официальная информация, пока неясно.

Возможно, официальная презентация вертолёта состоится на одной из предстоящих выставок. Также его могут продемонстрировать на параде 3 сентября. Однако не исключено, что разработчики пока не планируют демонстрировать новый вертолёт широкой публике и раскрытие информации может быть отложено на неопределённый срок.

Особенности конструкции

Опубликованные фотографии демонстрируют общий вид и ключевые характеристики конструкции нового китайского вертолёта. Хотя состав агрегатов и характеристики машины остаются неясными, можно составить примерное представление и определить потенциал конструкции. Также китайский вертолёт можно сравнить с известными зарубежными аналогами.

Вертолёт имеет обтекаемый фюзеляж с минимальным количеством выступающих элементов. В носовой части расположена кабина пилотов с боковым размещением рабочих мест. За ней предусмотрены бортовые ниши для уборки основных стоек шасси. Судя по всему, вертолёт не оборудован грузовой или пассажирской кабиной, хотя центральный отсек фюзеляжа может вмещать необходимые приборы и агрегаты.

Используется необычное хвостовое оперение, состоящее из стабилизатора с большой площадью и стреловидной передней кромкой, пары килей-шайб на его концах и центрального киля под фюзеляжем. На нижнем киле установлено хвостовое колесо.

В центральной части фюзеляжа, под обтекателем, находится главный редуктор. За ним расположена двигательная установка. Доступные фотографии не позволяют точно установить её компоновку, количество двигателей и другие особенности. Однако стоит отметить воздухозаборные устройства небольшого сечения и видимый выхлопной патрубок. Вертолёт может иметь один или два двигателя.

Китай представил инновационный скоростной вертолёт с революционными технологиями
Вид сзади
Несущая система вертолёта состоит из двух соосных четырёхлопастных винтов, вращающихся в противоположных направлениях. Судя по виду втулки, автомат перекоса отсутствует или обладает упрощённой конструкцией и управляет только общим шагом. Для горизонтального движения используется отдельный толкающий воздушный винт в хвостовой части, за оперением.

Скорее всего, новый вертолёт от CAIC не имеет возможности перевозки грузов или специального оборудования. Ввиду экспериментального характера проекта, он оснащён только контрольно-записывающей аппаратурой. Для «освоения» грузовой или боевой специальности потребуется значительная переработка проекта и реконструкция планера.

Очевидные преимущества

Общий вид, несущая система и другие элементы нового вертолёта указывают на цель проекта — создание винтокрылой машины с улучшенными лётными характеристиками. Прежде всего, применённые решения должны обеспечить прирост скорости по сравнению с вертолётами классической схемы.

Теоретическая основа такого проекта довольно проста. Соосные несущие винты должны обеспечивать вертикальный взлёт и полёт в любых режимах. При этом с них снимается задача создания горизонтальной тяги для поступательного движения, на которую в традиционной схеме уходит значительная часть энергии. Горизонтальный полёт осуществляется за счёт отдельного хвостового винта, который работает в оптимальном режиме. Кроме того, при разгоне крупный стабилизатор начинает участвовать в создании подъёмной силы.

Такая схема позволяет упростить конструкцию несущей системы и оптимизировать её работу. Получившийся летательный аппарат сохраняет все характерные возможности вертолётов, но получает способность к более быстрому горизонтальному полёту.

Следует отметить, что максимальная горизонтальная скорость современных вертолётов классической схемы редко превышает 250-300 км/ч. Рекорд среди такой техники принадлежит советскому/российскому Ми-24 — 345 км/ч, однако он обеспечивается значительно увеличенным крылом и другими техническими решениями.

Китай представил инновационный скоростной вертолёт с революционными технологиями
Экспериментальный вертолёт Sikorsky X2 американской разработки
Для дальнейшего увеличения горизонтальной скорости необходимы принципиально новые идеи, такие как отдельный воздушный винт, специализированная несущая система и т.д. Подобные новшества применяются в различных проектах последних лет и десятилетий, включая новый китайский.

Иностранный опыт

Например, свои варианты скоростного вертолёта в 2000-х и 2010-х годах разрабатывала американская компания Sikorsky Aircraft / Lockheed Martin. В 2008 году она начала лётные испытания экспериментальной машины X2. В дальнейшем на основе наработок этого проекта был создан новый вертолёт S-97 Raider, впервые поднявшийся в воздух в 2015 году. Ожидалось, что эта линейка в будущем будет развиваться, и некоторые её образцы смогут дойти до серийного производства и поставок клиентам.

Все проекты «Сикорского» предусматривали перестройку несущей системы, а также полёт с использованием стабилизатора и отдельного толкающего винта. В ходе испытаний опытный S-97 развил скорость 350 км/ч. По расчетам, максимальная скорость должна была достигать 430-440 км/ч.

Узнав о новом китайском вертолёте, зарубежные СМИ и блоги, как и ожидалось, вспомнили об американских разработках. Появились первые сравнения. Также имеются более радикальные версии и обвинения в заимствовании идей или готовых наработок.

Действительно, экспериментальный вертолёт от CAIC и его более старые американские аналоги имеют ряд общих черт и особенностей. Однако это можно объяснить схожими задачами и целями, а также использованием оптимальных и эффективных решений. При этом нельзя исключать, что китайские конструкторы действительно учли американский опыт.

Современные тенденции

Таким образом, Китай присоединился к другим странам в разработке перспективных вертолётов с увеличенной скоростью полёта. Первый экспериментальный образец такого рода уже создан и проходит лётные испытания.

Вероятно, в ближайшем будущем испытания нового китайского вертолёта перейдут на следующий этап. Машине предстоит продемонстрировать все свои возможности и, в случае успеха, достичь запланированного уровня скорости и манёвренности. Возможно, именно после этого Китай официально представит новый проект и его достижения.

  • Рябов Кирилл
  • Telegram / BMPD, Lockheed Martin
Источник
Оцените статью
Сitycelebrity