Китай презентовал собственный аналог «Райдера»

Китай презентовал собственный аналог «Райдера»
Несколько дней спустя после публикации фотографий первого китайского пилотируемого конвертоплана в сети появились изображения китайского многоцелевого вертолета. Эти изображения впервые были обнаружены на платформе X 21 августа 2025 года, однако, судя по всему, они были изначально загружены в китайскую социальную сеть Weibo 23 апреля.

Китайский комбинированный вертолет

В отличие от традиционных вертолетов, этот образец комбинированного типа оснащен двумя соосными несущими винтами с противоположным вращением и одним толкающим винтом в хвостовой части. Дизайн и общая компоновка вертолета сразу же привлекают внимание благодаря своему сходству с демонстрационным экземпляром компании Sikorsky S-97 Raider, который был разработан на основе технологии X2.
Авиационные эксперты, исследующие китайскую военную авиацию, Андреас Рупрехт и Рик Джо, считают, что эти многокомпонентные вертолеты могут представлять собой демонстрационные модели. В частности, Джо сопоставил данный аппарат с ранее продемонстрированным конвертопланом, указав на возможность того, что они могут служить демонстраторами технологий для вертолетов малого и среднего класса, являясь основой для конфигураций следующего поколения, что напоминает американскую программу Future Vertical Lift (FVL).

Джо также отметил, что вертолет, вероятно, будет произведен компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG), которая является дочерней компанией Aviation Industry Corporation of China (AVIC). В то же время, сообщается, что конвертоплан может быть создан другой компанией – Hafei Aviation Industry, входящей в состав Harbin Aircraft Industry Group (HAIG).

Вертолет имеет аэродинамическую форму, оптимизированную для достижения высокой скорости, с двумя четырехлопастными соосными несущими винтами с противоположным вращением и толкающим винтом в задней части фюзеляжа. Винт установлен за крупными стабилизаторами и нижним хвостовым килем, который также выполняет роль крепления хвостового колеса. Основные стойки шасси, вероятно, убираются с помощью поворотного механизма, находящегося за кабиной.

На правом борту вертолета, похоже, имеется выступ, который начинается на уровне мачты несущих винтов и заканчивается в месте расположения выхлопных патрубков двигателя. Неясно, продолжается ли обитаемая часть кабины за основными стойками шасси и под несущими винтами, хотя качество изображения не позволяет увидеть многие детали.

Китай презентовал собственный аналог «Райдера»
Демонстрационный образец китайского вертолёта

Американец S-97 Raider

В начале этого года журналистов из издания The Aviationist пригласили в Центр разработки и летной практики Sikorsky, чтобы осмотреть ангар, где находился демонстратор технологий X2, и ближе познакомиться с прототипом S-97 Raider. Как и китайский вертолет, этот аппарат также имеет два соосных несущих винта с противоположным вращением и один винт в хвостовой части.

Этот вертолет стал результатом 20 лет разработки, начатой в 2005 году с демонстрационного образца X2, и использует концепцию Advancing Blade, разработанную Sikorsky в 1970-х годах.
Sikorsky S-97 Raider – это разведывательный вертолет американской компании Sikorsky Aircraft, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части. Он был разработан на основе экспериментального вертолета X2. Компания Sikorsky планировала предложить его для программы Armed Aerial Scout армии США, а также для других возможных применений. S-97 совершил свой первый полет 22 мая 2015 года. В будущем S-97 может заменить в войсках разведывательные вертолеты OH-58D Kiowa Warrior.

Согласно проекту, в кабине пилотов размещается экипаж из двух человек, сидящих бок о бок. Фюзеляж вертолета полностью выполнен из композитных материалов, что позволяет уменьшить массу машины и её радиолокационную заметность. Вертолет S-97 Raider оснащен одним двигателем General Electric YT706 мощностью 2600 л.с. и имеет пространство в кормовой части кабины для размещения вооружения и баков с дополнительным запасом топлива. В штурмовой конфигурации транспортный отсек способен вместить до шести десантников. По сравнению с другими легкими военными вертолетами, маневренность, крейсерская скорость и возможность работы на больших высотах значительно увеличены. Ожидается, что S-97 существенно уменьшит радиус поворота и уровень шума, при этом значительно увеличивая полезную нагрузку. Вертолет будет оснащен различными типами вооружения и разведывательной аппаратуры для выполнения тактических задач. Максимальная скорость, зафиксированная во время тестов, составляет до 220 узлов (407 км/ч). Расчетная максимальная скорость вертолета – до 444 км/ч.

Тем не менее, в то время существовало множество технических проблем, решение которых заняло десятилетия.

Компания Sikorsky разработала концепцию Advancing Blade с целью значительного увеличения скорости полета вертолета. Эта концепция основана на способности ротора создавать подъемную силу на лопасти, движущейся вперед, освобождая от этой нагрузки отступающую лопасть, движущуюся в противоположном направлении.

Китай презентовал собственный аналог «Райдера»
S-97 Raider во время высокоскоростного пролета на скорости 200 узлов
Используя жесткие роторы (имеются в виду жесткие лопасти винтов) противоположного вращения с ограниченным изгибом в вертикальной плоскости, эта конструкция замедлила рост лобового сопротивления, вызванного эффектом числа Маха на концах лопастей, что позволило достигать более высоких скоростей. Технологии развивались на протяжении многих лет, и спустя десятилетия такие достижения, как композитные лопасти ротора и электронная система управления, а также добавление толкающего винта для повышения эффективности, позволили решить некоторые технические проблемы.

Это проложило путь к созданию демонстратора технологий X2, который доказал эффективность и жизнеспособность данной технологии. Инженеры компании Sikorsky считали его идеальным выбором для вооружённого воздушного разведчика для армии США, который должен был заменить устаревший OH-58 Kiowa Warrior в рамках программы Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), результатом которой стал S-97 Raider.

Китай презентовал собственный аналог «Райдера»
S-97 демонстрирует управляемость на малых скоростях

Китайский FVL?

В рамках программы армии США Future Vertical Lift (FVL) конвертоплан и многоцелевой вертолет претендовали на звание перспективного дальнемагистрального штурмовика (FLRAA), призванного заменить некоторые из находящихся в эксплуатации вертолетов UH-60 Black Hawk. Конкурс выиграл конвертоплан, а также Bell V-280 Valor, на базе которого должен быть создан будущий MV-75.

Никто не знает о текущих планах НОАК относительно вертолетов следующего поколения, однако появление демонстраторов технологий и прототипов конвертоплана и многоцелевого вертолета с разницей всего в несколько месяцев может дать подсказку для более или менее объективной оценки состояния китайских вертолетных технологий и их потенциального практического применения в создании реальных боевых машин.

Рассматривая основные преимущества такой схемы, можно отметить, что конвертоплан и комбинированный вертолет увеличили бы дальность и скорость полета вертолетного парка Китая. В военном применении это, среди прочего, означало бы возможность перебрасывать войска и грузы на значительные расстояния и гораздо быстрее.

На данный момент Китай, похоже, не испытывает острой необходимости в скоростном многоцелевом и десантном вертолете для переброски войск и грузов на свои многочисленные острова. Тем не менее, учитывая, что ВМС НОАК, по всей видимости, заинтересованы в расширении своих операций в открытом море, объективная оценка этих новых технологий может свидетельствовать о том, что Китай технологически готов и ситуация может измениться в ближайшем будущем довольно быстро.

  • Сергей Кетонов
Источник
Оцените статью
Сitycelebrity