

За три года ведения боевых действий средней интенсивности на Украине в общественном мнении всё больше набирают популярность идеи о создании тяжёлой боевой машины пехоты (ТБМП). Давайте разберёмся, что эта концепция и её реализация могут принести Вооружённым силам, от каких аспектов придётся отказаться, как изменятся логистические и бюджетные особенности содержания и применения подразделений как в мирное время, так и в условиях боевых действий, а также какую роль на поле боя должна будет взять на себя тяжёлая БМП.
Немного истории с учётом экономических возможностей страны, которую мы утратили. БМП-1 разрабатывалась в эпоху идей «ламаншизма» с перспективой, если возникнет необходимость, «вымыть солдатские сапоги в Индийском океане». Машина производилась с 1966 по 1983 годы в количестве более 20 тысяч единиц. С 1968 по 1991 годы было выпущено свыше 10 тысяч самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика». Однако, пожалуй, апогеем милитаризма стал танк Т-72, который был выпущен в количестве около 30 тысяч с 1973 по 2005 год (пять танков за два дня в мирное время).
Корректность вывода оспаривается, но на линии фронта количество стволов калибра 122 и 125 мм вдвое превышало количество БМП-1 с её слабой 73-мм гладкоствольной пушкой, которые должны были зачищать участок прорыва после артподготовки и танкового удара, следовавших за применением тактического ядерного оружия. Ничего подобного в весовой категории 13 тонн БМП-1 не имелось ни в мире, ни в армиях вероятного противника в то время, если не считать немецкий БТР HS.30 (14,6 т) с 20-мм пушкой и американский БТР М113 (10,91 т) с 12,7-мм пулемётом.
Первым отреагировала Германия, опираясь на свою сеть автобанов и традиционно предпочитая хорошую броню, не заморачиваясь с амфибийностью. Они создали БМП «Мардер», сразу перейдя в весовую категорию 28,2 тонны. Однако немецкие оружейники, обладая богатым военным опытом, поняли бесперспективность советского 73-мм гладкоствольного орудия с дальностью стрельбы до 1,3 километра и дозвуковой начальной скоростью гранаты 290 м/с (на указанную дальность она летела около 5 секунд).
В 1970 году БМП «Мардер» вышла на рынок с превосходной 20-мм автоматической пушкой Rheinmetall Mk 20 Rh-202 (дальность стрельбы по наземным целям 2,5 км; начальная скорость снаряда 1044 м/с). Даже учитывая послезнание, автору не совсем понятен такой выбор, ведь уже в те годы немецкому ВПК была доступна 35-мм пушка Oerlikon KDA (нам она более известна в составе ЗСУ «Гепард», поступившего на вооружение Бундесвера в 1973 году). С таким орудием тяжёлая БМП «Мардер» 1А3 (вес 33,5 т) была бы актуальна и сегодня. Всего с 1969 по 1975 год было выпущено 2136 единиц БМП «Мардер», из которых 55 штук модели 1А3 были поставлены на Украину.
Франция начала разработку БМП для своей армии сразу после появления первых серийных машин БМП-1 в Советской армии. БМП АМХ-10Р можно считать клоном БМП-1, выполненным в алюминиевом корпусе. Их медленно производили с 1972 до 1994 года (1750 ед.) и продавали союзникам (например, Саудовская Аравия – 570 ед., вот зачем саудитам плавающая БМП?). Но пушку французы оснастили патроном 20×139-мм, аналогичным немецкому.
Боевая машина пехоты США M2 «Брэдли» была создана во второй половине 1970-х годов с учётом опыта боевого применения советской БМП-1 и конструктивных особенностей германской БМП «Мардер» как более защищённая и вооружённая замена бронетранспортёрам M113. Принятая на вооружение в 1981 году БМП М2 «Брэдли» не отличалась чрезмерным весом (22,3 т), она была на целых десять тонн легче последней модели немецкой машины, но более чем на семь тонн тяжелее новой советской БМП-2 (14,7 т), принятой на вооружение 15.10.1980 года.
Краткий, но информативный экскурс в историю создания БМП можно дополнить ещё одним фактом, подтверждающим важность принятой в государстве и ВС в целом концепции использования вооружения. С 1972 года в СССР появилась ещё одна «воздушная БМП» — ударный вертолёт Ми-24, известный как «Крокодил». Машина с экипажем из трёх человек могла доставлять десант из восьми полностью экипированных бойцов, а поднятый в воздух боекомплект значительно превышал по весу боекомплект основного танка. Бронирование вертолёта из бронестёкол и навесных металлических бронепластин защищало кабину экипажа, двигатели и наиболее уязвимые элементы конструкции от пуль крупнокалиберных пулемётов.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта. К фатальным последствиям приводил и контакт с противотанковыми минами. Таким образом, «колесница ядерного Армагеддона», спроектированная и построенная по концепции лёгкой боевой бронированной машины, стала революционным прорывом в послевоенном вооружении сухопутных войск, но в то же время мало соответствовала реалиям конвенциональных конфликтов последней четверти 20-го века. Серия международных договоров ОСВ и СНВ несколько охладили накал гонки ядерных вооружений. И теперь нашим современникам, таким простым парням, как Серёжка с Малой Бронной и Витька с Маховой, действительно нужно что-то иное.
Прошло два десятилетия с момента появления боевой машины пехоты как класса боевых машин. В 1987 году в СССР была принята на вооружение третья модель БМП. Германия вооружена БМП «Мардер», завершила их производство и переключила усилия на модернизацию машин. На пике горбачёвской перестройки и разоружения американский ВПК совершенствует и выпускает новые модификации БМП «Брэдли». С выводом советских войск из Восточной Европы создают свои БМП FV510 «Уорриор» англичане и проектируют Strf90 нейтральные шведы. Впереди конфликты на Балканах и на Ближнем Востоке, Ирано-Иракская война и в Кувейте, Чеченские компании… А изменилась ли за четверть века концепция применения БМП-3 и требования к боевой машине?
Нельзя утверждать, что ничего не изменилось. Алюминиевая броня, новый мощный двигатель, новая компоновка и комплекс вооружения, снова увеличен клиренс и появились водомёты. Но всё по-прежнему:
«БМП-3 — советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою».
Уже тогда, в середине 80-х, передовая военная наука начала разработку нетрадиционной боевой машины «Терминатор». Да, по большому счёту судьба этой машины остаётся туманной до сих пор, но налицо попытка изменения концепции ведения общевойскового боя с помощью нового инструментария. Последняя версия «Терминатора» по весу и защищённости не уступает современным версиям российских основных танков, хотя первоначально даже превосходила их по этим параметрам.
Специальная военная операция на Украине, обратите внимание, даже не война, заставляет пересмотреть концепцию применения и построения боевой машины пехоты. Чтобы создать нечто актуальное не на сезон, а на перспективу, придётся объективно переосмыслить созданное у нас, признав недостатки и достижения, изучить тенденции развития и мировой опыт, а также правильно оценить вероятного противника на будущем театре боевых действий. Далее подбор аргументов, доказательная база и методика решения неочевидных задач представляют собой лишь личное видение навеянной проблематики автором.
Прежде всего необходимо определиться с весовой категорией предполагаемой тяжёлой боевой машины пехоты. Абстрактный российский основной танк в современности достиг психологического и символического предела в массе порядка 50 тонн с промышленными и кустарными доработками по защите, начиная от дополнительного обвеса динамической защитой, установки различных вариантов активной защиты, нештатных систем РЭП и заканчивая разнообразными «мангалами». Судя по опыту применения на Украине тяжёлых танков западного производства, вряд ли найдутся сторонники дальнейшего роста массы российского основного танка за пределы 50 тонн.
С другой стороны, относительно свежий колёсный БТР-82А, обладающий исходным весом 15,4 тонны, во-первых, превосходит по этому параметру БМП первой и второй модели, что может говорить о некоторой лучшей защите экипажа и десанта при сопоставимом вооружении и подвижности, во-вторых, на фоне зарубежных аналогов он остаётся одним из самых лёгких. Один из свежих примеров, финский БТР «Патрия» 6×6 в базовой комплектации сохраняет возможность плавания до массы 21,5 т, а усиленная версия увеличивает этот параметр на 2 тонны. Иными словами, если вес танка условно ограничить 50 тоннами, то для класса БТР вполне приемлемо ограничение в 20 тонн. Таким образом, золотой серединой для российской ТБМП можно считать предел массы 35 тонн.
Эта средняя весовая категория общей табели о рангах позволит и потребует разработки самостоятельной концепции создания и применения БМП. В этой весовой категории придётся наотрез отказаться от амфибийности машины и десантирования парашютным способом. Пусть вновь создаваемые воздушно-десантные (а точнее, аэромобильные) дивизии и дивизии морской пехоты преодолевают водные рубежи и десантируются на морское побережье. Существующие части и сейчас не обижены приспособленной для этого боевой техникой и вооружением. Сухопутные войска ничего не потеряют из боевых возможностей, если с постепенным уходом БМП-1 и БМП-2 на вооружение будут поступать плавающие БТРы весовой категории до 20 тонн. Зато появление тяжёлых БМП с соответствующей защитой, подвижностью и огневой мощью позволит командирам ротного звена меньше зависеть от взаимодействия с танками и артиллерией.
Чтобы создать нечто новое, нужное и эффективное, сначала неплохо бы определиться с критериями оценки и требованиями заказчика. Предлагается оцифровать качество машины для сравнения её с аналогичными образцами, отказавшись от обезличенного критерия «удовлетворительно и неудовлетворительно». За основу берётся простейшая формула из трёх компонентов, каждый из которых представляет собой отношение взаимосвязанных конкретных характеристик машины.
Отношения в формуле применяются со знаком влияния на боевые характеристики машины прямо пропорционально или обратно пропорционально. Таковыми являются широко известные: удельная мощность (л.с./т), чем выше её значение, тем лучше разгонные характеристики машины, её подвижность на поле боя, скорость передвижения – зависимость прямая; удельное давление на грунт (кг/см2), чем выше значение, тем хуже проходимость по бездорожью – зависимость обратная.
Третье отношение будет необычным – удельное бронирование (т/м), где в тоннах традиционно измеряется боевая масса машины, а вот в метрах – периметр, то есть удвоенное значение суммы длины и ширины объекта. Не открою истину, если напомню, что броня машины располагается, как правило, именно по периметру, где-то толще, где-то тоньше. Бронирование днища и верхней проекции машины обычно равномерно и сильно уступает в удельном весе лобовой и бортовой проекции, и в целом для машины можно принять их равномерно распределёнными по периметру. Смущение вызывает только то, что в каждом отдельном отношении присутствует весовая категория.
Определившись с весовой категорией, следующим шагом логично будет обсудить габаритные размеры будущей ТБМП. Из приведённой ниже таблицы видно, что если сравнивать ровесниц БМП-3 и М2А1 «Брэдли», то нетрудно заметить, что периметр отечественной машины на 1,5 метра больше, чем у американки. Здесь сказывается влияние давнишнего шаблона: стремление максимально сократить площадь лобового силуэта машины, который традиционно имеет наилучшую броневую защиту как за счёт толщины брони, так и за счёт выбора оптимальных углов её наклона по версии разработчиков советской школы танкостроения.
Второй составляющей силуэта как лобовой, так и бортовой проекции и второстепенной по значимости всегда присутствует высота машины, но она одинакова для обеих сторон рассмотрения защищённости. Чисто теоретически, если увеличить массу БМП-3 на четыре тонны за счёт увеличения бронирования (что, собственно, и сделано при установке ДЗ и дополнительных бронеэкранов) и сравняться по массе с «Бредли», то всё равно за счёт большего периметра по параметру удельного бронирования наша машина будет уступать американке. Следовательно, надо сделать вывод, что на новой машине необходимо пересмотреть соотношение длины к ширине. Из всех образцов вооружения в таблице отношение длины к ширине больше, чем у БМП-3, только у родоначальницы класса БМП-1, что косвенно подтверждается наименьшим значением удельного бронирования.
После согласования с железнодорожниками ширина отечественных основных танков была увеличена по гусеницам до нулевой негабаритности, равной 3450 мм. Не упираясь в предельно допустимые параметры железных дорог, ограничимся выбором ширины тяжёлой БМП по гусеницам в 3400 миллиметров. Теоретически это позволит «упаковать» две машины в грузовую кабину транспортника Ил-76МД-90А. Одномоментно, чтобы не допустить роста периметра выше, чем у БМП-3, добровольно-принудительно сократим длину машины до 7 метров. Таким образом, по параметру удельного бронирования новая ТБМП уступит только последнему немецкому свежачку!
Занять почётное второе место по удельному бронированию, уступив только прошлогоднему немецкому новичку с боевой массой в 44 тонны, в данном конкретном случае даже не выглядит поражением. Зато на поле боя и в прифронтовой полосе наша машина будет порхать как бабочка благодаря превосходной удельной мощности 34,2 лошадиных силы на тонну живого веса! Откуда такая прыть? Неприлично же который год держать под сукном отечественные наработки по двигателю для платформы «Армата». Российский четырёхтактный дизельный двигатель 12Н360 в простейшем варианте модельного ряда А-85-3А с мощностью всего 1200 л.с.

Когда-то на танках не побоялись внедрения газотурбинных двигателей, менее удачно приживались двухтактные оппозитные дизеля, почему бы на новой тяжёлой БМП не обкатать 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизель в одном блоке с автоматической трансмиссией? Кстати, автоматическая трансмиссия уже применяется на основном танке Т-90 МС, который условно уже перешагнул красную линию весовой категории 50 тонн, и продолжает эксплуатацию очередной «улучшенной версии» 12-цилиндрового V-образного дизеля В-92С2Ф2 мощностью 1130 л.с.
Попробуем обосновать применение нового двигателя на ТБМП. Во-первых, компоновка новой ТБМП предполагает нетрадиционное расположение двигателя. Совмещённый силовой блок двигателя и автоматической коробки передач расположен в центре бронированного корпуса под дистанционно управляемым модулем вооружения (ДУМВ). Ширина погона для установки ДУМВ предусмотрена в размере 2005 миллиметров, что соответствует площади отверстия в 3,15 квадратных метра. Дизель А-85-3А, обладая компактными размерами (длина – 81,3 см; ширина – 130 см; высота – 82 см), по объёму меньше даже двухтактного собрата – знаменитого 6ТД2, и уж тем более меньше В-92С2Ф2.
Из доступных источников известно, что замена двигателя танка «Леклерк» может быть проведена в течение 30 минут. Допустим, что на ТБМП эта же операция займёт 1,5 часа, из которых 45 минут уйдёт на демонтаж и возврат на место боевого модуля. Но это будет значительным прогрессом, если учесть, что замена двигателя на Т-72 занимает у опытных техников до 10 часов. Во-вторых, как видно из таблицы, рекордная удельная мощность машины гарантированно предоставляет превосходство в скорости как на поле боя, так и на дорогах общего пользования, что выльется в тактическое преимущество как отдельного экипажа, так и подразделения в целом.
Скоростные характеристики машины, которые будут сопоставимы со столь популярными сейчас не от хорошей жизни мотоциклами, квадрациклами и багги, в сочетании с броневой защитой, обеспечиваемой 35 тоннами металла, и огневой мощью на уровне лёгкого танка, в сочетании с непревзойдённой проходимостью обеспечат штурмовым подразделениям глубину и внезапность прорывов вражеской обороны с наименьшими потерями. В-третьих, именно благодаря компактности и мощности нового двигателя становится возможным создать боевую машину пехоты, способную обеспечить степень защиты экипажа и десанта на уровне лучших аналогов вероятного противника и оснастить её комплексом вооружения, способным противостоять всем существующим видам вооружения на современном поле боя.
Теперь же подробнее рассмотрим ходовую часть и корпус тяжёлой БМП. Использование двигателя, который по мощности превосходит все серийные образцы отечественного танкостроения, очевидно, потребует от ходовой части новой машины не меньшей стойкости и надёжности, чем на основных танках, чтобы максимально реализовать возможно достижимые скоростные характеристики и уникальную проходимость. Чтобы не тратить финансирование на разработку ходовой с нуля, как нового образца бронетанковой техники, в условиях военной экономики предлагается творчески подойти к решению вопроса, используя, по возможности, серийно выпускаемые и освоенные предприятиями ВПК узлы и детали уже существующих основных танков Т-80 и Т-90.
В качестве движителя отлично подойдёт гусеница 172.55.010сб-
