Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?

«Фоккер»? Нет, «Мессер»!Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
От редакции: это просто замечательное историческое исследование, которое не оставит равнодушными любителей авиации прошлого века, да еще и с уникальными фотографиями — результат труда товарища Ренка, который, как любителя, привел меня в настоящий восторг. Очень настоятельно рекомендую оценить труд автора, так как он проделал удивительную работу.
С уважением, Роман Скоморохов.

Предисловие

Гражданская война в Испании, июль 1936 – апрель 1939.
Воздушный противник республиканцев — авиация генерала Франко, а с ноября 1936 года — легион «Кондор». К концу 1936 – началу 1937 годов республиканские И-15 и И-16, пилотируемые как республиканцами, так и советскими летчиками, добились превосходства в воздухе.
Однако шестого апреля 1937 года, северо-западнее Очандьяно, республиканский И-15 был сбит неизвестным истребителем с узким силуэтом, окрашенным в светло-серые цвета.

Это оказался «Мессершмитт» Bf 109 В-1, который пилотировал немец, старший лейтенант второй эскадрильи 88-й истребительной группы легиона «Кондор», Гюнтер Лютцов (Günter Lützow).

Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
Тот самый Bf 109 B-1 6-10, пилот Гюнтер Лютцов. Цифра «1» и лавровый венок — обозначение количества сбитых. Черный цилиндр был эмблемой второй эскадрильи. В черном круге, отличительном знаке националистов, изображен пилот, пьющий пиво. Снимок был сделан седьмого апреля 1937 года, на следующий день после первой победы. Окончательное количество сбитых Лютцовым в Испании самолётов — пять.
С этого момента стало очевидно, что в воздухе появился серьезный противник — немецкие истребители Bf 109, созданные Вилли Мессершмиттом (Willy Emil Messerschmitt).

Тем не менее, наши пилоты и другие добровольцы в небе Испании «не для прогулок» вышли, и первый «Мессер» (тогда еще не названный так) был сбит И-16 12 июля 1937 года в районе Брунете под Мадридом.

Согласно подтвержденной информации из немецких источников, «Мессершмитты» сбили за весь период своего применения в Испании около 270–300 самолетов республиканцев, включая примерно от 50 до 70 истребителей И-15 и от 100 до 150 самолётов И-16.
Конкретных данных о сбитых «Мессершмиттами» СБ-2 мне не удалось найти. Имеется лишь информация, что 8 июля 1937 года лейтенант Рольф Пингель (Rolf Pingel) и унтер-офицер Гвидо Хёнесс (Guido Höness) впервые сбили каждый по одному СБ-2.
Кстати, через четыре дня, 12 июля, уже «Мессершмитт» Хённеса был сбит над Навалькарнеро И-16, который пилотировал американец Франк Тинкер (Frank Glasgow Tinker Jr.). Это и была та самая первая победа над «Мессером», о которой я упоминал выше. Сам Хённес погиб.

Всего «Мессершмиттам» приписывают около 5% сбитых в небе Испании бомбардировщиков.

Согласно данным Патрика Лоро из «Кондор: Люфтваффе в Испании 1936–1939»:

«Общие потери Bf 109 составили около 40 самолетов. Из них примерно 20 были уничтожены в воздушных боях или огнем с земли, и 20 в результате катастроф, аварийных посадок или технических повреждений.
Исходя из того, что в общей сложности в Испании в ходе войны использовались около 139 Bf 109, включая замены, чистый уровень боевых потерь составил около 14,4%».
Гражданская война в Испании — это совершенно другая, интересная и трагическая тема.
Наши И-16 и И-15 «жестко сражались» с немцами. Данные о сбитых самолётах «Кондора» и фактических потерях республиканцев, опубликованные в советских источниках, выглядят совсем иначе.
Но факт остается фактом: истребитель «Мессершмитт» стал значительным достижением в мировой авиации и служил образцом для подражания в ближайшие годы. Именно благодаря успехам этого самолета двигатели жидкостного охлаждения стали вытягивать в конце тридцатых годов двигатели воздушного охлаждения в истребительной авиации, а узкие носы самолетов с характерными обводами стали предвоенным стандартом для всех: СССР (Як-1 и ЛаГГ-3), США (Р-40), Великобритания («Харрикейн»), Франция («Девуатин» D520) и так далее.

Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
Bf 109 B-1 в небе Испании
Именно благодаря Bf 109, который сейчас могли бы назвать изделием следующего поколения, республиканцы были вынуждены уступить превосходство в воздухе. Это изделие, зарекомендовавшее себя с наилучшей стороны, имело огромный потенциал для дальнейшего развития и модификаций. И тут стоит отдать должное немцам. Несмотря на явные успехи, они не остановились на достигнутом, пожиная лавры победителей.

Немцы смотрели в будущее

В 1937 году на счет Bf 109 в небе Испании были записаны первые победы и первые поражения. Пилоты и конструкторы приобрели огромный опыт, и это был явный успех Вилли Мессершмитта и его творения. Однако уже через год, весной 1938 года, компания «Фокке-Вульф», конкуренты Мессершмитта из Бремена, получает заказ на разработку нового истребителя.
Получив этот заказ, шеф-конструктор фирмы Focke-Wulf Flugzeugbau AG, Курт Танк (Kurt Waldemar Tank), загорается идеей создания новой машины с звездообразным двигателем воздушного охлаждения (вместо рядного с водяным охлаждением), которую он вынашивал уже несколько лет. Его перспективный проект полностью поддерживается Техническим бюро RLM.
Аббревиатура RLM расшифровывается как Reichsluftfahrtministerium, то есть Государственное министерство, ответственное за ВВС (Luftwaffe) и всю авиационную промышленность, а Техническое бюро являлось подразделением Министерства, ответственным за разработку, конструирование и испытание самолетов, авиационного оборудования и вооружения. По сути, это так называемое Техническое бюро стояло во главе Luftwaffe и осуществляло руководство всеми поставками техники для Luftwaffe.

Как я понимаю, ведущие сотрудники этих учреждений были посвящены в планы Гитлера по захвату Европы, включая Англию, Африку и СССР. Они постоянно проводили анализ того, чем ответит Германии будущий противник, поэтому Рейху требовались лучшие истребители в мире.

И вот, пока ребята из Focke-Wulf Flugzeugbau AG занимались проектированием будущего самолета Fw 190, Вилли Мессершмитту также поручили объединить уже проверенный и абсолютно рабочий Bf 109 с звездообразным двигателем воздушного охлаждения.
Почему немцы стремились к двойной звезде воздушного охлаждения? Дело в том, что он весил примерно на треть меньше, чем рядный двигатель жидкостного охлаждения той же мощности, и стоил примерно на треть меньше, при затратах труда примерно в две трети по сравнению с рядным двигателем. Кроме того, производство коленчатого вала и картера двигателя для звездообразного двигателя было технологически значительно менее сложным. Кроме всех перечисленных аргументов «за» радиальный двигатель, важную роль играло и повышенное защищенность пилота при лобовых атаках, ведь это двойной ряд цилиндров!

Кстати, практика Второй мировой войны подтвердила правильность этих выводов. «Фокке-Вульф» уверенно выдерживал попадание 20-мм снаряда советской пушки ШВАК, и не одного, а гарантированно пробить его можно было только 37-мм снарядом.
Справедливости ради, отмечено много случаев, когда советский двухрядный АШ-82, по сути, модернизированный и глубоко переработанный американский Wright R-1820 Cyclone, легко возвращал самолет домой после 2 и даже 3 попаданий немецких 20-мм снарядов.

Целью подобного задания было накопление опыта работы по созданию современного истребителя, оснащенного звездообразным двигателем, а также прямое сравнение будущего Fw 190 и «Мессершмитта», получившего обозначение Bf 109 V21.

Правда, на тот момент был один нюанс. Не было этого самого двигателя, двойной звезды. Ни для «Мессера», ни для «Фоккера»…

Нюансы и их устранение

Сдвоенный звездообразный двигатель, изготовленный на немецких заводах, проверенный и доведённый до ума, отсутствовал.

Не то чтобы совсем подобного не было, не было такого, который требовался будущему истребителю.

Берлинская фирма Die Brandenburgischen Motorenwerke (не путать с BMW, эта фирма называлась сокращенно Bramo, а BMW приобрела Die Brandenburgischen Motorenwerke только в 1938 году) уже выпускала в то время по лицензии американской фирмы «Райт Циклон» однорядный двигатель Bramo 329 (Sh 29).

Фирма BMW-Flugmotorenbau GmbH начала в 1935 году увеличивать выпуск проверенного временем и практикой 9-цилиндрового звездообразного двигателя Type 132 на заводе в Мюнхене. В том же году BMW приступила к разработке двухрядных двигателей BMW 139. По аналогии с зарубежными образцами предусматривалось изготовить 14-цилиндровый сдвоенный звездообразный двигатель.
Первый заказ под номером LC IV 2b No 1255/37 г., датированный 25 мая 1936 г., предусматривал разработку и постройку пяти опытных двигателей. Они были собраны в период с января по июнь 1937 года, после чего последовали испытательные пуски моторов. При этом было выявлено множество дефектов в различных деталях агрегата, особенно в устройстве привода двухскоростного турбонагнетателя, что привело к необходимости перепроектирования двигателя.

Во исполнение приказа (LC IV 2b 17/2a) от 5 июня 1937 года, была начата разработка и сборка еще пяти опытных двигателей, которые были испытаны весной 1938 года. А тут ещё неприятность, просто «звериный оскал капитализма». В 1938 году BMW поглотила берлинцев, и выпуск Bramo 329 был прекращён.
После постройки 47 опытных двигателей BMW 139, их производство было полностью остановлено в пользу 14-цилиндрового сдвоенного звездообразного двигателя BMW 801, который был запущен в производство на заводе в Мюнхене в конце 1938 года.
В апреле 1939 года RLM разместила заказ на 730 моторов BMW 801 на заводах в Мюнхене и Шпандау. Но только в феврале 1940 года авиапромышленники получили первые три BMW 801. К концу 1940 года удалось изготовить всего 232 единицы.
Причин, которые задержали запланированный старт серийного производства BMW 801 на заводе в Мюнхене, было множество. В том числе это было связано с нехваткой квалифицированных рабочих рук, с необходимостью тщательной подготовки и планирования технологического процесса, с потребностью в новом производственном оборудовании, расширением производственных площадей, устранением проблем с поставщиками-подрядчиками и т.д.
Кроме того, процесс доработки двигателя потребовал около 11 000 конструктивных изменений, которые были внесены с января 1939 года до конца 1940 года. Как пример того, с каким трудом рождался двигатель, служит тот факт, что при изготовлении 157 различных агрегатных деталей и узлов было зарегистрировано 32 595 случаев брака!

К сожалению, несмотря на титанические усилия, к концу 1940 года новый серийный двухрядный BMW 801, предназначенный в будущем для нового истребителя Fw 190 и бомбардировщика Do 217, все еще не был достаточно надежен и пригоден для фронтового использования. Реально же они пошли на серийный поток только два года спустя.

Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
14-цилиндровый сдвоенный звездообразный двигатель BMW 801 D. Его предшественник, BMW 801 A или C, имел стартовую мощность 1600 л.с. (1176 кВт). Над созданием этого красавца трудились тысячи немецких рабочих и инженеров.

Рождение Messerschmitt Bf 109 V21

Итак, в 1938 году единственным истребителем «нового поколения», принятым на вооружение Люфтваффе, был Bf 109. Таким образом, недавно разработанный перспективный звездообразный двигатель, который должен был получить будущий истребитель Fw 190, решили установить на Bf 109.
18 июня 1938 года компания Messerschmitt AG получила заказ под номером LC 6 lla No. 47 1b:

«За неимением проверенного в полетах BMW 139 или BMW 801, использовать на Bf 109 V21, заводской номер 1770 (из серии E), регистрационный номер D-IFKQ, американский 14-цилиндровый сдвоенный звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1830 «Twin Wasp» взлетной мощностью около 1200 л.с.».

14-цилиндровый сдвоенный звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1830 «Twin Wasp». Его взлетная мощность составляла около 1200 л.с. (882 кВт). С этим двигателем и отправился Bf 109 V21 на летные испытания летом 1939 года.
Говорят, что моторы Pratt & Whitney R-1830 «Twin Wasp» были припасены у немцев для двух заказанных для South African Airways Ju 90. Однако началась Вторая мировая война, и этот заказ был отменен.
Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
Bf 109 V21, оснащенный 14-цилиндровым сдвоенным звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830 «Twin Wasp». Это единственная известная фотография, на которой полностью виден Bf 109 со звездообразным двигателем. Капот двигателя P&W идеально гладкий – у него отсутствуют характерные для BMW 801 боковые выпуклости (из-за внутренних впускных валов).
К концу марта 1939 года V21 был готов на 95%. Переоборудование включало, среди прочего, утолщение фюзеляжа от шпангоута 7 к передней части, конструкцию нового «капюшона» фонаря пилотской кабины, который монтировался в одну верхнюю и две боковые направляющие и мог открываться так же, как на Fw 190, путем отодвигания его назад.
Также было заменено переднее стекло фонаря и, естественно, вся рама двигателя. Изменениям подверглось и крыло.
Дата первого полета неизвестна, но Bf 109 V21 точно летал 17 августа 1939 года, пилотируемый лётчиком-испытателем «Мессершмитта» доктором Германом Вурстером (Hermann Wurster) в Аугсбурге. По поводу «доктора» не удивляйтесь, это как у нас кандидат наук.

Еще две даты полета приходятся на 1940 год. Эти полёты проходили на аэродроме Luftfahrt-Forschungsanstalt Hermann Göring e.V. в Брауншвейг-Фёлькерроде.
Точно задокументировано, что Bf 109 V21, имевший регистрационный номер KB+II, поднимался в небо 12 апреля 1940 года, пилот Эрих Клёкнер (Erich Klöckner), и 24 сентября 1940 года, пилот Карл Шиферштейн (Karl Schieferstein). Это были полёты так называемого «К-типа».
«К» от немецкого: Kabine (Kanzel), Kühlung, Kraftanlage, то есть испытательные полёты с акцентом на пилотской кабине (включая фонарь), системе охлаждения двигателя и силовой установке. Предполагается, что Bf 109 V21 оставался в Фёлькенроде до завершения своей недолгой лётной карьеры.
Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
Ещё одна фотография Bf 109 V21. Явно виден утолщённый фюзеляж с отодвигаемым фонарём кабины. В кабине рычаг запирания фонаря и сзади, сверху над фюзеляжем, направляющие. Можно заметить, что отсутствует обшивка фюзеляжа перед противопожарной перегородкой в районе перехода к капоту двигателя, хотя двигатель Pratt & Whitney на момент съёмки был установлен. Это может быть результатом того, что при испытательных полётах возникали проблемы, связанные с отводом тепла и рассеиванием выхлопных газов.
Год спустя первые BMW 801 уже были доступны для летных испытаний, и в августе 1940 года поднялся в воздух Focke-Wulf Fw 190, оснащённый новым серийным мотором.

Мессершмитт против Фоккера: кто одержит верх в авиационной битве?
Первый прототип Fw 190, по всей видимости, пока ещё с одним из тестовых двигателей BMW 139. Фотография июня 1939 года.
Чуть позже, оснащённый двигателем BMW 801, в небо поднялся Messerschmitt Bf 109 F, получивший обозначение Bf 109 X.

Messerschmitt Bf 109Х

В то время как история прототипов Fw-190 широко известна и многократно анализ

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity