
Берингов пролив ожидает
Северная Америка и Евразия разделены весьма узким участком – 86-километровым Беринговым проливом. Это, конечно, не Керченский пролив, через который построили 19-километровый Крымский мост, но идея создания сухопутного перехода от Чукотки к Аляске не кажется утопической. Особенно с учетом современных материалов и инженерных решений.
Если отвлечься от политической обстановки, то сухопутный переход мог бы соединить Евразию с двумя Америками. Это стало бы беспрецедентным событием. Однако радикально противоположные идеологии социализма и капитализма XX века и значительные различия в взглядах на современность не позволят двум странам реализовать мост через Берингов пролив. Тем не менее, это не отменяет историческую ценность проектов сухопутных переходов из России в Америку.
Особую актуальность это событие приобретает в контексте первого в истории визита президента России на Аляску. В частности, вновь начали обсуждать строительство перехода на Западе. Питер Кузник, исследователь из Американского университета в Вашингтоне, высказал следующее предположение:
«Визит президента России может означать начало экономического сотрудничества между двумя странами. В Арктике находится множество редкоземельных минералов. Мы могли бы организовать совместный проект по их разработке. Также обсуждался тоннель через Берингов пролив, о котором говорят и здесь, и в России. Это крупный проект скоростной железной дороги, соединяющей Евразию и Соединенные Штаты».

Немного пофантазируем. С одной стороны, климат в Беринговом проливе достаточно суровый – в среднем зимой температура достигает -20 градусов, иногда опускается до -40. Опоры моста потребуют особой прочности не только из-за морозов, но и из-за ледохода. Миллионы тонн льда могут легко разрушить мост, если к проектированию подойти без должного внимания. Сложности добавляет недостаточно развитая инфраструктура как на российской, так и на американской стороне.
Строительство дорог на вечной мерзлоте потребует сотни миллиардов рублей и долларов. Однако нет сомнений, что все вложения окупятся – транспортный коридор из Европы в Северную Америку по определению не может быть убыточным. А если учесть еще и трафик из Китая, то картина становится сказочной. Россия в данной ситуации оказывается абсолютным монополистом, и, вероятно, именно этот факт вызовет наибольшее недовольство среди «коллег».
В пользу потенциального (хотя и весьма маловероятного) строительства моста играет глобальное потепление. Именно на этом основании, например, формируется Северный морской коридор. В ближайшие годы лед у северного побережья России окончательно исчезнет, открывая беспрепятственный морской путь. Тогда и обстановка в Беринговом проливе станет более мягкой. Оптимизма добавляют Диомидовы острова, расположенные прямо на линии раздела между Россией и Соединенными Штатами. Если перебрасывать мост через острова, то получится немного длиннее, но проще. Конструкция из трех мостов будет, если можно так выразиться, более жесткой и долговечной. На этом фантазии о светлом будущем оставим и обратимся к истории. Она не менее увлекательна.

Переход из Чукотки на Аляску и обратно не ограничивался только надводным мостом. Существовало множество проектов подземных тоннелей, которые кажутся более реалистичными. Упомянутый ранее Кузник говорил о строительстве железнодорожного и автомобильного переходов под водами Берингова пролива. История знает немало подобных проектов, одним из самых амбициозных стал подземный тоннель, одобренный в 1905 году самим Николаем II. Позже о соединении Евразии и Америки вспоминали чуть ли не каждое десятилетие. Причем с обеих сторон Берингова пролива.
О надводном переходе впервые заговорили в конце XIX века. В то время возникала растущая озабоченность развитием удаленных территорий как в Российской империи, так и в Америке. Идейным вдохновителем стал губернатор Колорадо Уильям Гилпин, который написал целый трактат “The Cosmopolitan Railway: Compacting and Fusing Together All the World’s Continents” (Космополитическая железная дорога: сближение и слияние всех континентов мира). В книге он подробно описывает все социальные, экономические и политические выгоды от постройки моста. Но не только его – в его мечтах Космополитическая железная дорога должна была связать единой сетью весь мир. Не сбылось. К счастью или к сожалению, это остается неизвестным.
Больше никакой морской болезни
Путешествия по небу и морю на рубеже XIX и XX веков были небезопасными. К тому же добавлялась изнуряющая морская болезнь. В 1902 году француз Лоик де Лобель, предлагая идею трансконтинентального моста, обратил на это внимание:
«Через пять-шесть лет у нас будут поезда. Больше никакой морской болезни, никакого риска кораблекрушения, только быстрая поездка в красивых вагонах со всеми удобствами».
Существовали слухи, что российская сторона опасалась массового притока золотоискателей из Северной Америки и поэтому замедляла реализацию идеи моста. Однако, похоже, это всего лишь слухи, так как к варианту подземного перехода Николай II относился вполне благожелательно. Тем не менее, ни один из предложенных вариантов не был реализован в свое время. Это прекрасно понимал тогдашний президент Теодор Рузвельт и не уделял особого внимания утопическому проекту инженера де Лобеля.
Владимир Путин во время визита на Аляску возложил цветы к могилам героев «АлСиба» как на территории России, так и в Америке. В дополнение к символизму в год 80-летия Победы, не стоит игнорировать параллели с концепцией «Аляска-Сибирь». Напомним, что в 1942 году заработал воздушный коридор из Америки в СССР, по которому за годы войны было перевезено 18,7 тысяч тонн грузов и отправлено около 8 тысяч самолетов. Естественным было желание организовать и сухопутные перевозки – гораздо более безопасные и с большей пропускной способностью. Начали с идеи паромов между двумя странами. С этой инициативой выступила Ассоциация внешней политики, но пока адаптировали и рассматривали, война закончилась, и отношения между Америкой и Советским Союзом изменились.
Нацисты также мечтали о трансконтинентальной дороге. В историю вошел проект Breitspurbahn, который первоначально должен был соединить Евразию и Америку через сухопутную переправу. Однако в 1942 году немцам стало трудно, и они сосредоточились только на европейских железных дорогах.
По степени утопичности выделялся проект Петра Борисова 1950 года, в котором предполагалось перекрыть Берингов пролив дамбой, а не мостом. Разумеется, с железнодорожным и автомобильным сообщением. Идея мегастройки заключалась в том, чтобы холодная вода из Тихого океана была заблокирована – теплый Гольфстрим согревал бы советский север и половину СССР. Однако плата за подобные утопии оказалась бы слишком высокой. Приморье, Камчатка, Сахалин, Япония и Полинезия оказались бы в холоде. Впрочем, затраты на строительство были столь астрономическими, что всё ограничилось лишь набросками. Чему нельзя не порадоваться.

Следующим шагом стал проект китайца Тунг-Йен Лина, известного строителя и исследователя. Он жил и работал в Соединенных Штатах и прославился своими работами в области предварительно напряженного бетона. В 1958 году он предложил «Межконтинентальный мост мира», а в 1986 году представил Рейгану подробный план его конструкции. Этот упорный китаец зарегистрировал компанию Inter-Continental Peace Bridge для продвижения своего проекта и даже просчитал стоимость строительства. Изначально она выглядела весьма оптимистично – не более 1 миллиарда долларов. Однако в 1994 году он увеличил затраты в четыре раза. Но так ничего и не было реализовано.
В настоящее время наибольший интерес к сухопутному коридору (независимо от того, мост или тоннель) через Берингов пролив проявляют китайцы. Объемы торговли между Пекином и Вашингтоном значительны, и по железным дорогам многие товары было бы удобнее транспортировать. Россия в этой ситуации выступает безусловным бенефициаром, но только в роли логистического оператора. Что, впрочем, тоже очень выгодно.
Пока все идеи о мостовом или подземном переходе представляются не более чем интересным историческим курьезом. Особенно учитывая политический и климатический контекст. Но рано или поздно переход через Берингов пролив появится. Осталось только подождать несколько десятилетий – не более
- Евгений Федоров
