
Иллюстрация Форбса У. Тейлора, показывающая транспортировку солдат федеральной армии на миссисипских пароходах во времена Гражданской войны. «Иллюстрированная история конфликта 1861-1865 гг.». Библиотека Конгресса США
К оружию! К оружию! Все вы в Дикси!
Вперед, знамена Дикси!
Ура, ура!
За Дикси в бой пойдем с тобой,
Чтоб жить или умереть за Дикси.
К оружию! К оружию!
Завоюем мир для Дикси.
«Военная песня Дикси, или Южане, слышите, родина зовет вас», генерал А. Пайк
Артефакты истории техники. Мы завершили наш рассказ о «пароходах Тома Сойера» — миссисипских пароходах, которые оставили значимый след в истории. Эти суда плавали не только по рекам Северной Америки, но также их можно было встретить на Амазонке и нашей Волге, где пароходы этого типа использовались компанией пароходчика фон Зевеке. В общем, в США было построено несколько тысяч таких пароходов, которые сыграли ключевую роль в освоении территории.
Когда в США разразилась гражданская война между северными и южными штатами, часть пароходов оказалась в руках северян, а другая — у южан. Обе стороны получили внушительные флоты, и вопрос о том, как они использовали эти пароходы, станет центральным в нашем рассказе.
Множество из них, как и прежде, продолжали транспортировать хлопок и другие грузы, но теперь уже военного назначения. На самом деле, преобразовать миссисипский пароход в боевое судно было достаточно просто. Нужно было лишь срезать надстройки двух верхних палуб, установить баррикады из мешков с песком и разместить за ними артиллерийские орудия, такие как гладкоствольные «наполеоны», которые использовали как северяне, так и южане.

Модель такого вооруженного миссисипского парохода
Такой процесс можно было осуществить быстро и без особых усилий, поскольку разрушать проще, чем строить, но и эффективность такой «реконструкции» была невысокой. Вооруженные пароходы использовались на реках США в тех местах, где оборона южан была слабой или в участках рек, которые не могли быть обстреляны из укрепленных фортов. Такие суда стали называться «канонерскими лодками», хотя по сути они были небронированными или слабо бронированными колесными пароходами. Следует отметить, что обе стороны начали также строительство винтовых боевых пароходов для военных действий на реках, но их история выходит за рамки данной статьи.

Канонерская лодка «Коммодор Перри» на реке Памунке
Вооружение таких «лодок» и, в частности, «Коммодора Перри» состояло из шести бомбических орудий Паррота, размещенных за откидными металлическими щитами на носу и на корме
3,67-дюймовая (20-фунтовая) морская пушка Паррота, стоявшая на «броненосце» «Канава», Сент-Джонсбери, Вермонт
Морская пушка нарезная Паррота во Фрипорте, штат Нью-Йорк, с корабля ВМС США «Хартфорд», флагманского судна адмирала Фаррагута в заливе Мобил
Отсутствие брони серьезно ограничивало возможности таких «канонерских лодок», и поэтому миссисипские пароходы начали бронировать для участия в боевых действиях. Южане использовали в качестве брони тюки хлопка, создавая «броневые стенки», которые защищали котлы, паровые машины, рубку и палубу, где располагались орудия, стреляющие через амбразуры. Это было дешевым решением, но такая броня защищала лишь от пуль и мелких снарядов, а против снарядов пушек Паррота она не представляла никакой преграды.
Северяне, имевшие в избытке древесину, начали бронировать свои пароходы деревянными брусьями, укладывая их по разному — как вдоль, так и поперек. Например, пароходы «Лексингтон» и «Свизеленд» были забронированы именно так.
Пароходы «Лексингтон» и «Свизеленд». Те же две трубы, только уже безо всяких украшений, те же два гребных колеса, две палубы. Но только всё это обшито толстыми деревянными брусьями с прорезанными в них амбразурами для пушек
Ретушированная фотография «Лексингтона»
Один из «деревянных броненосцев». Фотография того времени
Набравшись опыта, северяне начали разрабатывать всё более совершенствованные корабли такого типа. Внешний вид некоторых из них был поразительным, словно они вышли из страниц научно-фантастического романа.
Таковым, например, стал броненосец северян «Чокто», названный в честь одноименного индейского племени. Этот пароход, который изначально не был броненосцем, был спущен на воду в 1856 году. Он представлял собой типичное двухколесное грузо-пассажирское судно, которое до 1862 года использовалось для торговли по реке Миссисипи. Во время гражданской войны его купила армия США, и он был переоборудован в броненосец. На него установили подводный таран из железа, а всю надводную часть защитили плоскими бронелистами и обложили рельсами, создавая таким образом сплошную наклонную металлическую поверхность.
Южане также применяли подобную «броню», соединяя рельсы отверстиями и крепя их болтами к деревянным стенкам казематов броненосцев. Так была сделана железная броня для таких кораблей, как «Арканзас», «Луизиана», «Миссури» и «Джорджия». В целом, эффективное бронирование рельсами всё же уступало катаному железу. Палубы и крыши казематов не бронировались ни на Севере, ни на Юге, хотя на некоторых кораблях они были обшиты тонким металлом. Это происходило потому, что конструкторы не рассчитывали на поражение кораблей навесным огнем. Мостик же всегда бронировался так же, как и артиллерийский каземат.
«Чокто» был вооружен одним 100-фунтовым орудием Паррота и пятью нарезными орудиями меньшего калибра. Корабль использовался как канонерская лодка и как судно-таран во время рейдов по рекам Конфедеративных Штатов Америки. С 29 апреля по 1 мая 1863 года он был переведен на реку Язу для обстрела Хейнс-Блафф в штате Миссисипи, во время сражения с конфедератами у Гранд-Галф. В ходе этого боя корабль получил 53 попадания, но остался на плаву.
6 июня судно участвовало в битве за Милликенский изгиб, где его команда спасла из воды и захватила большое количество конфедератов, пытавшихся спастись вплавь во время отступления. С 7 марта по 15 мая 1864 года «Чокто» обстреливал форт Де Русси. После окончания войны 20 июля 1865 года он прибыл в город Алжир, штат Луизиана, где был списан на слом 22 июля 1865 года.

«Чокто» — картинка в цвете.
«Чокто» — модель из бумаги.
Интересно, что модель броненосца «Чокто», которую можно собрать из бумажных разверток (разработка А. Кустова), сегодня доступна для покупки, включая не только сами развертки, но и лазерную резку корпуса и надстроек, гравированные лазером палубы из шпона и даже фототравленные детали из медного сплава. Всё это в совокупности будет стоить немало, но итоговая модель получается очень качественной, реалистичной и привлекательной. Более того, благодаря наличию заранее приготовленных деталей, её постройка не потребует значительных усилий. Масштаб 1:200 позволяет избежать лишних хлопот с изготовлением спасательных шлюпок, так как их можно просто заказать в Китае, где такие «полуфабрикаты» производят с использованием 3D-технологий.
Кстати, в этом масштабе также доступна еще одна бумажная модель — броненосец «Кейро» — один из семи речных казематных броненосцев класса «Сити», построенный для западной флотилии северян.
Броненосец «Барон» — однотипный с «Кейро» колесный двухтрубный броненосец
Конечно, все эти «броненосцы» не отличались высоким уровнем защиты. Их деревянная броня, за которую они получили название «тинкладс» («броненосцы-жестянки»), легко пробивалась крупнокалиберными снарядами. При этом — и это был самый большой их недостаток — как снаряд, так и ядро увлекали за собой целый фонтан щепок, разлетающихся во все стороны и часто пробивавших людей насквозь! Так, на одном из броненосцев южан одно пробившее борт ядро вызвало такой ливень щепок, что 50 человек получили ранения!

Бой речных броненосцев на Миссисипи. Особенно страдали в таких схватках «пароходы Тома Сойера», бронированные тюками хлопка. Им даже дали название «коттонкладс» – то есть «хлопковые броненосцы»…
Южане построили интересный броненосец под названием «Нэшвилл». Это был казематный броненосец с колесами, установленными по бортам корпуса. Длина корпуса составляла 76 м, осадка — 4 м, что превышало размеры большинства речных броненосцев того времени. Корабль строился в Монтгомери, штат Алабама, в конце 1862 — начале 1863 гг., но достройка произошла уже в Мобиле.
Наблюдатели описывали этот корабль как «чудовищного монстра». Защита «монстра», однако, была не слишком надежной, хотя он и имел броню толщиной 152 мм на деревянной подложке и 50-мм бронирование гребных колёс. Но мощность его силовой установки была явно недостаточной, и скорость хода составила всего 5 узлов. Из-за нехватки брони достройка корабля затянулась до августа 1864 года, и «Нэшвилл» не смог участвовать в обороне залива Мобил. Тем не менее, он всё же смог повоевать в заливе Мобил, хотя его склонность к поломкам механической части была весьма удручающей. Не зря второй «Нэшвилл» — «Миссури» так и не был построен.

«Нэшвилл»
Этот корабль действительно оказался занимательным, хотя и не таким «фантастическим», как «Чокто». Вооружение — три 7-дюймовых нарезных орудия системы Брука в каземате, увенчанном внушительной дымовой трубой и большими кожухами гребных колес. Максимальная дальность стрельбы из пушек Брука достигала четырех миль, в то время как эффективная дальность стрельбы по небронированным целям была менее двух миль, а по бронированным — менее 600 ярдов, в некоторых случаях даже менее 100 ярдов, то есть всего лишь 30 метров! Было бы интересно, если бы кто-то из наших читателей создал полумодель «Нэшвилла» и поставил ее на диораму с изумрудно-зелеными волнами залива Мобил…

Рисунок «Нэшвила» того времени. Автор неизвестен
Когда война завершилась, все эти «броненосцы» были немедленно разобраны на дрова и металл!
Цикл завершен. Новый цикл… будет!
- Вячеслав Шпаковский
