
Сегодня мы продолжаем изучение экспонатов музея им. Пушкина в Москве, и наш путь ведет в зал истории Месопотамии, вход в который охраняется парой гигантских крылатых быков-шеду с человеческими головами. Также на стенах под самым потолком выставлены слепки с ниневийских барельефов, настоящие экземпляры которых находятся в Британском музее в Лондоне. Глядя на них, трудно поверить, что это копии, а не оригиналы. Однако информации в них содержится достаточно. Например, здесь очень точно показан внешний вид ассирийской колесницы и нескольких ассирийских воинов…
Прошлое остается только здесь — в музее древностей,
Люди постепенно привыкают к чудесам,
Время наступает такое, что каждому — по потребности…
А у меня потребность — все вернуть по адресам.
Вот она, собственность разных людей.
Вещи, как вы сохранились? Я эту собственность сделал своей —
Но времена изменились.
Владимир Высоцкий
Национальная гордость России. Стоит отметить, что шедевры мировой культуры в период создания музея им. Пушкина (в 1912-1917 гг. Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете) уже практически невозможно было приобрести. Либо они стоили баснословные деньги. Именно поэтому основатели музея решили заказать около двух тысяч (!) гипсовых слепков с произведений античной культуры. Это стало поистине легендарной работой. Создание точной формы для гипсового литья высотой с двухэтажный дом и с очень тонкой резьбой было крайне сложной и необычной задачей. Даже получение разрешения на проведение подобных работ в музеях мирового уровня требовало немалых затрат.
С одной стороны, хорошо, что в то время существовал царизм и жестокая эксплуатация рабочих и крестьян. Да, это имело место… Кто-то страдал, голодал… Когда заедали вши. Но именно благодаря этому элита подарила России этот музей со всеми его экспонатами. Что-то подобное было сделано в СССР или в наше время? Нет, не было. Эрмитаж распродавали – это правда, а вот собрать что-то аналогичное – нет. Разве что дополнительно выставили «золотой клад Приама», а также картины из Дрезденской галереи, вывезенной в свое время в СССР и находившейся у нас на реставрации. Ну и сейчас есть те, кто скупает за границей «яйца Фаберже» и возвращает их в Россию.

Столб с текстом законов Хаммурапи, которые он получает от бога Шамаша вместе с жезлом и кольцом
А это один из двух быков, охраняющих вход. Можно представить, какой объем работы потребовался для снятия форм с оригиналов, заливания гипсом и отделки под натуральный камень. Теперь эти «слепки» ценны уже сами по себе
Крылатые быки Шеду из дворца Саргона II. Древняя Месопотамия. Британский музей, Лондон. Сегодня англичане вряд ли разрешили бы нам снимать с них копии… и не только с них!
Ассирийский шлем. Это оригинал, а не копия. Вообще в этом зале все крупные экспонаты являются копиями. Мелкие – подлинники
Барельеф с ассирийской конницей
Барельеф с ассирийскими колесницами
Шумерский жрец. Да, но кто такой «жрец», что означает это слово? Неужели человека, который всё время… ест?
В то время граждане России щедро делились с Родиной своими культурными ценностями. К примеру, египетскую коллекцию в 1909—1911 годах музей приобрел у известного востоковеда Владимира Голенищева, о котором здесь на ВО была большая статья. Собрание итальянской живописи и предметов искусства XIII—XV веков передал музей дипломата Михаила Щёкина, а великая княгиня Елизавета Фёдоровна и меценат Дмитрий Хомяков — итальянские скульптуры XVI—XVII веков. Забавно, что в музее это были первые подлинники, а в общем все его скульптуры — это… «подделки», хотя и сделанные официально, с отметкой «копия». Археолог Алексей Бобринский также передал музею образцы французского художественного литья XVIII—XIX веков.
Копия «Богини со змеями». Подлинник в археологическом музее Гераклиона на Крите
Золотая маска из «златообильных» Микен тоже копия. Гальванокопия
Ритуальная голова быка с древнего Крита. Копия. Подлинник в археологическом музее Гераклиона
Многое другое приобреталось у людей, имевших право выезжать из страны и не бедных, покупавших по своему усмотрению ценные произведения искусства. И понятно, что граждане СССР, даже если и выезжали за границу, не могли мечтать о подобном, да и было это им просто «не по средствам». В общем, как учит нас диалектика, во всем плохом есть что-то хорошее, и во всем хорошем немало плохого!

Прекрасно изготовленные копии бронзовых кинжалов из Микен, XVI в. до н.э. Подлинники – в Национальном археологическом музее в Афинах
Инкрустация одного из клинков
Завитки…
А здесь просто «цветочки»
Ребро жесткости
После революции 1917 года музей оказался в состоянии временного запустения. Не до него тогда было. Но первая послереволюционная выставка в его стенах открылась уже в 1920 году и представляла собой конкурсную экспозицию проектов памятника «Освобождённому труду». На открытии присутствовал и Владимир Ленин, что подтвердило статус музея как одного из ключевых центров культурной жизни Москвы. С началом НЭПа в 1921 году при музее открыли даже мастерскую для создания скульптур, которые украшали общественные места, например, «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького.

Переходим в залы со скульптурами Древней Греции, и там столько экспонатов, что глаза разбегаются. Но начнем мы с реконструкции западного фронтона храма богини Афины в Ахайе на острове Эгина. В Пушкинском музее его можно увидеть как целиком, так и в виде отдельных скульптур, входящих в общую композицию. Вот так он выглядел в дни своей «молодости»…
Крупный план…
Интересно, что до 1920—1930-х годов живописи в музее не было. Но затем в него перенесли художественную коллекцию Румянцевского музея. В 1924-м к ней добавили коллекции из бывших собраний Генриха Брокара, Сергея Щукина, Ивана Шувалова, Юсуповых, экспонаты Государственного музейного фонда, музеев Ленинграда, а позднее — из Музея иконописи и живописи Ильи Остроухова. Фонды пополнили и произведения искусства из Исторического музея, Третьяковской галереи и даже Эрмитажа.
Лучник. Слепок, гипс. Дар К.Т. Солдатенкова, 1893 г. Подлинник: около 500-490 до н.э.; мрамор; хранится в Глиптотеке, Мюнхен
Сраженный воин с восточного фронтона этого же храма. Дар К.Т. Солдатенкова, 1893 г. Подлинник: около 500-490 до н.э.; мрамор; хранятся в Глиптотеке, Мюнхен
Гермес. Слепок, гипс. Подлинник: II век н.э.; мрамор; хранится в музеях Ватикана, Рим. Восходит к греческой статуе второй четверти V века до н.э.
В том же 1924 году музей получил новое название — Государственный музей изящных искусств. С новым именем музей также получил правительственный план по развитию, согласно которому он должен был стать местом собрания образцов мирового изобразительного искусства. Создание картинной галереи было доверено ученым Николаю Романову, Абраму Эфросу и Виктору Лазареву. В 1932 году название музея снова изменили. Теперь он стал Государственным музеем изобразительных искусств, а в 1937-м ему наконец-то присвоили привычное нам имя Александра Пушкина — в честь 100-летия памяти великого поэта.

Одним из объектов моего постоянного интереса являются эффигии – надгробные скульптуры. И в музее им. Пушкина они тоже присутствуют. Вот эффигия графа Випрехта фон Гройча. Слепок. Гипс, тонированный под раскрашенный камень. Подлинник: около 1230 – 1240; песчаник; подлинник в церкви Святого Лаврентия, Пегау, Германия
Эффигия Гвидарелли. Около 1455–1512 гг. Слепок. Гипс, тонированный под мрамор. Подлинник: 1525; мрамор; хранится в Художественном музее Равенны
Когда началась Великая Отечественная война, коллекции музея были вывезены в Новосибирск и Соликамск. Здание сильно пострадало от попадания авиабомб. Поэтому уже в 1944 году начались работы по его восстановлению и реконструкции. Первую послевоенную выставку в нем открыли 3 октября 1946 года.
Здесь можно увидеть и такие замечательные вещи: шлем и поножи гладиатора. Бронза, литье. Подлинники I века н.э.; найдены в Помпеях; аналоги хранятся в Национальном археологическом музее Неаполя
Шлем крупно слева
Шлем крупно справа
После 1948 года в экспозиции музея появились всемирно известные работы, такие как «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Обнажённая» Пьера Огюста Ренуара, «Мост через Марну в Кретее» и два вида горы Сен-Виктуар Поля Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога, полотна Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Боннара, Андре Дерена и Фернана Леже.
Но в 1949 году экспонаты были убраны в подсобные помещения, а в музее открыли выставку подарков, присланных Сталину к его 70-летию. Чего тут только не было: и ковры, и картины с изображениями генсека, и его скульптурные изображения из всех видов поделочных материалов. Но пришел 1953 год, и всё это убрали в запасники. Зато в 1955 году в музее открыли выставку полотен из Дрезденской картинной галереи, которые советские солдаты вывезли из Германии в СССР и над реставрацией которых в это время работали в музейной мастерской.
26 октября 1956 года в музее открылась выставка картин Пабло Пикассо, организованная его близким другом писателем Ильей Эренбургом. Советские власти дали разрешение на это по политическим причинам. В первую очередь из-за участия Пикассо в международном коммунистическом движении, а так вряд ли его «голубой период» мог вдохновить кого-либо из руководства партии и страны в это время. Более того, в 1962 году Пикассо был удостоен премии «За укрепление мира между народами» (медаль вручал опять же Илья Эренбург в имении художника близ Мужена). Три недели выставка проходила в Москве, а затем ее перевезли в Ленинград и показали в Эрмитаже.

Прекрасно выполненный макет Афинского Акрополя. Реконструкция, гипс. Макет в масштабе 1:425 выполнен в 1900 году скульптором Генрихом Вальгером. Научным консультантом выступил исследователь Акрополя Афин, немецкий археолог Вильгельм Дёрпфельд
С середины 1970-х годов Пушкинский музей вновь стал одним из главных центров культурной жизни Москвы. В 1974 году здесь была выставлена портрет Джоконды Леонардо да Винчи из Лувра, в 1975 году — более ста картин из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Затем, в 1981 году, в музее прошла советско-французская выставка «Москва — Париж» с картинами художников-авангардистов Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, Казимира Малевича. Выставку посетил и Леонид Брежнев, что открыло дорогу для русского авангарда в российские музеи.
Ну и под конец едва ли не самые зрелищные скульптуры. Голого Давида Микеланджело я фотографировать не стал, а вот от того, чтобы не сфотографировать вот эту фигуру работы Андреа Вероккьо (1435/1436-1488), изображающую кондотьера Коллеони, удержаться просто не смог. Слепок. Гипс, тонированный под бронзу. Подлинник: 1479-1488; бронза; находится на площади Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция
31 мая 2012 года музей отпраздновал свой 100-летний юбилей, к которому была подготовлена серия медалей и выпущена почтовая марка. Перед этим, в 2008 году, началась реконструкция главного здания музея. В результате целый квартал от станции метро «Кропоткинская» до «Боровицкой площади» превратится в территорию музея. Напротив главного здания появится латунная карта с его достопримечательностями. В состав музея войдет более 29 новых зданий, где разместятся новые экспозиции, пополненные артефактами из запасников.
Понятно, что весь музей я даже не пытался обойти, но всё, что мне нужно для дальнейшей работы, я увидел. Впечатления… Просто фантастические, особенно от некоторых скуль
