В праздник Покров, отмечаемый 14 октября, православная церковь чтит память Пресвятой Владычицы Приснодевы Марии. Покров является непереходящим большим праздником в Православии. Он основан на видении Андрея Юродивого образа Божией Матери.
Когда стали отмечать Покров Пресвятой Богородицы
Латинское царствование довело константинопольский приход до полного упадка, чудес больше народ никаких там не видел. И хотя храм был у латинян впоследствии выкуплен Иоанном III, однако блистать по-прежнему ему уже не довелось.
В феврале 1434 года в церкви случился пожар. Стены её не выдержали и рухнули. Из-за отсутствия денежных средств церковь никто не восстанавливал и место это превратилось в настоящую пустошь. Лишь в середине XIX столетия, в 1867 году влахернский источник снова был скромно отмечен – здесь возвели греческую часовню.
События эти стали известны благодаря записям о житие, какое вёл Андрей Юродивый. Ему и его ученику блаженному Епифанию дано было увидеть Богородицу, которая распростёрла над прихожанами собственный омофор. Тогда событие это знаменовало собой то, что местное население будет спасено от врага, поэтому нападавшие на самом деле вскорости отступили.
О дате события Великие Четьи Минеи, описывающие земной путь Андрея Юродивого, ничего не говорят, только то, что это были всенощные бдения, около 4 часов утра, и что местом события стал Влахернский приход.
Легенды о празднике Покров Пресвятой Богородицы
Наши предки этот праздник старались отметить широко, они подмечали немало примет, связанных с ним. Заканчивались осенние деньки, приближались зимние. Покров у древних славян был уже больше зимним праздником, чем осенним. Для незамужних девушек Покров означал начало вечерних девичьих посиделок, а также время зимних свадеб.
В народе принято было считать, что на Покрова осень и зима встречаются, а само название Покров связывают не с христианской легендой, а с первым снегом, покрывающим землю и напоминающим о скорых зимних холодах.
В древности славяне смысл в праздничный день Покрова вложили свой, отличный от христианского толкования.
В народе хранится легенда, по которой жители одной из деревень не пустили страдающую Богородицу в дом переночевать. За это их наказал пророк Илья. Но Богородица сжалилась над людьми и развернула над деревней свой покров. Жители были спасены и после этого случая все как один прониклись добротой и гостеприимством.
Для наших предков само понятие «покров» не имеет ничего общего с христианской легендой. Для крестьян – это покров головы женщины, которая вышла замуж. Такое толкование объясняется вполне земными событиями – с этой поры в деревнях молодёжь начинала играть свадьбы.
На Покров девушки старались пораньше сходить в церковь и поставить свечку
Девицы, засидевшиеся без женихов, первым делом на Покрова бежали в церковь. Ведь в народе считалось, что кто первой поставит свечку, та и замуж в этом году первой выйдет. А ставили не так просто, а ещё и приговаривая, обращаясь к Покрову-батюшке, чтоб он землю снежком покрыл, а девицу – женихом.
Непосредственно перед Покровом молодые девушки носили всякие обноски стариковские, а праздничный день встречали нарядными, затем в таком виде отправлялись навещать своих родственников.
На Покров незамужние девицы возлагали большие надежды на то, что этой зимой найдётся и для них жених, и они обязательно выйдут замуж. Об этом они мечтали, и с такой просьбой обращались в своих молитвах ко Пресвятой Богородице.
На Покров, 14 октября, существуют строгие запреты
Издавна крестьяне знали, что на Покрова в лес ходить нельзя. Считалось, что это день, когда леший там напоследок бродит-колобродит, расстаётся со свободой до прихода весенних деньков. Он и деревья в лесу ломает, и кусты вместе с корнями рвёт и по лесу разбрасывает, зверей в норы загоняет, а напоследок и сам под землю уходит зимовать.
На Покрова из лесу слышен вой лешего, он перекрикивает даже ветер. Такое поверье отобьёт желание у кого угодно хоть ногой ступить в лес. Лешего никогда за своего брата не считали, а сравнивали его с медведем, который косточки переломает и глазом не моргнёт.
Кто на Покрова вздумает молотить, рискует остаться вообще без хлеба. Считалось, что домовой его заберёт. Чтобы задобрить его, крестьяне в гумно ставили ведёрко пенного напитка, что варили всегда к празднику Покрова. Ведёрко там оставляли на два-три дня.
В древности крестьяне никогда на Покрова не работали, ни в поле, ни по хозяйству. Грехом большим было также поссориться с кем-либо.
На Покров у древних славян было подмечено немало примет
- На Покрова снег выпал – к скорым морозам и зиме, холодной и снежной.
- На Покрова осень только до полудня, а потом зима.
- Перед Днём Покрова полностью заканчивали любые полевые работы и серьёзно готовились к стуже и метелям.
- Между Покровом и Родительской субботой зиме не бывать.
- На Покров о лете напрочь можно забыть, как на Благовещенье – о зиме.
- О лете забывают на Покрова, а о зиме – на Сретенье.
- С приходом Покровки не даёт молока коровка.
- Дождь и слякоть на Покрова – зимы ещё месяц ждать.
- С какой стороны подуло на Покрова, с той и первого снега с морозами ждать.