

Первый взлёт БПЛА «Альтиус-У», июль 2019 г.
С начала 2010-х годов российская промышленность занимается разработкой нового тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Альтиус». По ряду обстоятельств, работы над этим проектом затянулись и продолжаются до сих пор. Тем не менее, проект остаётся актуальным, и в ближайшем будущем он должен принести ожидаемые результаты. Ожидается, что новый БПЛА предоставит российским воздушно-космическим силам ряд значимых возможностей.
Затянувшийся проект
На рубеже 2000-х и 2010-х годов министерство обороны России провело конкурс на создание перспективного тяжёлого БПЛА с функциями разведки и удара. В результате этого конкурса контракт был присуждён казанскому ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ им. М.П. Симонова). В разработку нового проекта были вовлечены несколько организаций, которые должны были создать и поставить различные компоненты.
В 2011-13 годах проект с кодовым названием «Альтиус-М» прошёл начальные стадии. Было определено общее представление о будущем БПЛА, состав агрегатов и так далее. Уже в 2013 году Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова начал сборку первого опытного беспилотника. В этот же период стартовали стендовые испытания основных систем и устройств.
В середине 2016 года стало известно о начале лётных испытаний. Согласно информации из прессы, до конца года было проведено две серии испытательных полётов. Весной 2017 года испытания продолжились, и хотя результаты этих мероприятий не были раскрыты, стало очевидно, что они приближают момент начала серийного производства.
Однако в 2018 году будущее «Альтиуса» оказалось под вопросом. В апреле правоохранительные органы начали расследование в отношении руководителей ОКБ им. Симонова, подозревая их в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку БПЛА.

В дальнейшем министерство обороны провело проверку и выяснило, что проект столкнулся с множеством проблем. В связи с этим в декабре 2018 года «Альтиус» был передан Уральскому заводу гражданской авиации (г. Екатеринбург). Вскоре это предприятие должно было продолжить разработку БПЛА и восполнить упущенное время.
20 августа 2019 года министерство обороны объявило о первом полёте опытного аппарата «Альтиус-У». Машина, управляемая с земли, взлетела, находилась в воздухе более 30 минут, после чего успешно приземлилась. В дальнейшем лётные испытания продолжались, и опытный БПЛА выполнял различные задачи. Например, в середине 2021 года он впервые применил вооружение по цели на полигоне. В том же году начались испытания новой версии беспилотника — «Альтиус-РУ».
В феврале 2021 года министерство обороны и УЗГА подписали контракт на производство первой партии новых БПЛА. Стоимость и размеры этой партии тогда не раскрывались и до сих пор остаются неизвестными. Также не были объявлены сроки поставки.
Информация о выполнении заказа 2021 года отсутствует. Данные о производстве «Альтиусов» в последние годы не поступали. Тем не менее, известно, что подобные аппараты продолжают проходить испытательные полёты с различными целями, хотя и не без проблем.
Так, 8 июля 2025 года очередной испытательный полёт завершился катастрофой. Сообщалось, что при заходе на посадку опытный «Альтиус» столкнулся с неуточнёнными трудностями и упал за пределами аэродрома. Проводится расследование причин этого инцидента, однако ожидается, что его результаты не будут опубликованы.

Таким образом, проект «Альтиус» прошёл несколько начальных этапов и достиг, по крайней мере, стадии испытания опытной техники. Также имеется контракт на производство первой партии беспилотников. Дальнейшие успехи проекта, если они имеются, остаются неизвестными. При этом очевидно, что заказчик и разработчик делают всё возможное для запуска производства и принятия новых БПЛА на вооружение.
Цели и задачи
Результатом проекта «Альтиус» должна стать новая беспилотная воздушная платформа тяжёлого класса. На её основе планируется создать несколько БПЛА с одинаковыми характеристиками, различным оснащением и разными возможностями. В открытых источниках упоминались, как минимум, две модификации с литерами «У» и «РУ», что указывает на ударный и разведывательно-ударный варианты беспилотника.
БПЛА «Альтиус» имеет нормальную аэродинамическую схему. У него продолговатый фюзеляж с характерным крупным носовым обтекателем. Предусмотрено прямое крыло большого размаха и удлинения. На крыле располагаются две гондолы двигателей. Хвостовое оперение выполнено в V-образной форме. В конструкции планера используются как металлы, так и композитные материалы.
Общая длина такого беспилотника достигает 11,6 м при размахе крыла более 28 м. Максимальная взлётная масса составляет до 5 тонн. Аппарат может нести полезную нагрузку до 1 тонны.
Опытные БПЛА были оснащены дизельными двигателями RED A03/V12 немецкого производства. Эти двигатели имеют мощность по 500 л.с. и позволяют аппарату развивать скорость до 200-250 км/ч. Потолок — 12 тысяч м. Максимальная продолжительность полёта может достигать 48 часов, благодаря чему дальность может превышать 10 тысяч км.

БПЛА оснащён системой управления с автономным режимом и возможностью выполнения команд оператора. Предусмотрены необходимые средства навигации, связи и прочее. «Альтиус» является одним из первых отечественных БПЛА, обладающих штатной системой спутниковой связи. В комплекс электроники входят радиолокационные или оптические средства разведки, а также приборы управления вооружением. Точный состав радиоэлектронного оборудования варьируется в зависимости от модификации и определяется заказчиком.
По имеющимся данным, БПЛА «Альтиус» способен нести вооружение. Ранее была опубликована фотография опытного беспилотника с двумя балочными держателями под крылом. Кроме того, рядом с БПЛА демонстрировались бомбы. Однако установку и применение оружия пока не показывали. Предполагается, что аппарат сможет нести и применять различные системы «воздух-земля».
Факторы риска
Разработка перспективного БПЛА началась почти 15 лет назад, но готовый «Альтиус» пока не поступил на вооружение. Работы по этому проекту серьёзно затянулись, и даже приблизительные сроки их завершения остаются неизвестными. Тем не менее, ясны причины, по которым новый беспилотник не удалось создать в надлежащие сроки и принять на вооружение ранее.
Главный фактор, повлиявший на скорость создания «Альтиуса», — его общая сложность. От такого БПЛА требуются выдающиеся лётно-технические характеристики и широкий спектр рабочих возможностей. Для выполнения всех этих требований разработчикам пришлось искать новые технические решения и создавать соответствующие компоненты.
Например, для достижения высокой продолжительности и дальности полёта требовалось найти оптимальное сочетание аэродинамического облика, силовой установки и так далее. Кроме того, возникли дополнительные требования к связи, что потребовало внедрения спутниковой системы.

Станция управления комплексом «Альтиус»
Также имели место проблемы организационного характера, включая международные аспекты. Как установило следствие, 900 миллионов рублей, выделенные на разработку БПЛА, были «освоены» в рамках коррупционных схем. Это привело к недостаточному финансированию «Альтиуса», что отрицательно сказалось на темпе разработки.
В 2018 году заказчик решил сменить исполнителя. Процесс передачи проекта и последующие процедуры также не способствовали ускорению работ. Тем не менее, благодаря этому удалось избавиться от проблем, накопленных казанским ОКБ им. Симонова.
Для опытных «Альтиусов» удалось закупить партию немецких дизельных двигателей. Однако в 2021 году государственные структуры ФРГ заблокировали новые поставки. Возникла необходимость в поиске нового двигателя с необходимыми характеристиками, поставки которого не зависели бы от внешних факторов.
В том же 2021 году стало известно, что компания «ОДК-Климов» предлагает для «Альтиусов» свой двигатель ВК-800В. Адаптация существующего БПЛА под новую силовую установку потребует времени. При этом необходимо учитывать, что немецкие двигатели RED 03 были дизельными, а отечественный ВК-800В является турбовинтовым. Такие различия могут повлиять на развитие проекта.
Новые возможности
Несмотря на все сложности, БПЛА серии «Альтиус» представляют значительный интерес для российских ВКС. Эти беспилотники обладают множеством важных особенностей и предоставят боевой авиации новые возможности. Они смогут дополнить существующий парк БПЛА, сделав его более гибким и эффективным инструментом.
Командование ВМФ знакомится с БПЛА «Альтиус», июнь 2024 г.
Основные особенности и преимущества «Альтиусов» всех модификаций связаны с высокими лётно-техническими характеристиками. На данный момент эти БПЛА обладают самой большой продолжительностью и дальностью полёта среди отечественных образцов. Возможность полёта в течение 2 суток может быть использована для организации дежурства в воздушном пространстве, а также для продолжительного поиска целей и нанесения ударов.
«Альтиусы» стандартно оснащаются системой спутниковой связи. Это значительно упростит развёртывание беспилотных комплексов и организацию их боевой работы. Фактически, беспилотники можно будет отправлять на любые аэродромы, в то время как станции управления смогут оставаться на месте и сохранять полный контроль над летательными аппаратами.
Новые БПЛА смогут выполнять задачи разведки и применять вооружение. Все преимущества тяжёлых разведывательно-ударных беспилотников хорошо известны. Высокие лётные характеристики «Альтиуса» помогут дополнительно улучшить такие возможности.
В ожидании
На стадии разработки проект «Альтиус» столкнулся с множеством различных проблем и трудностей. Тем не менее, он движется вперёд и выходит на новые этапы. В настоящее время речь идёт о запуске производства и скором начале поставок готовой техники в ВКС.
Когда именно все желаемые результаты будут достигнуты, пока неясно. Однако прогресс последних лет даёт основания для оптимистичных прогнозов и позволяет надеяться на успешное завершение проекта. Новый БПЛА с уникальными возможностями поступит на вооружение ВКС, но это произойдёт только в будущем.
- Рябов Кирилл
- Минобороны РФ
