

Первый взлёт БПЛА «Альтиус-У», июль 2019 г.
С начала 2010-х годов в России ведутся работы над созданием нового тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Альтиус». По ряду факторов, процесс разработки затянулся и продолжается до сих пор. Однако от этого проекта не отказываются, и в будущем ожидаются положительные результаты. Предполагается, что новый БПЛА обеспечит российские воздушно-космические силы важными возможностями.
Затянувшийся проект
На стыке 2000-х и 2010-х годов Министерство обороны России организовало конкурс на создание перспективного тяжёлого БПЛА с функциями разведки и удара. В результате контракта, казанское ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ им. М.П. Симонова) было выбрано для выполнения данного проекта. К разработке привлекли несколько других организаций, ответственных за создание различных компонентов.
В 2011-2013 годах проект, получивший кодовое название «Альтиус-М», прошёл начальные этапы. Определили общий облик будущего БПЛА, состав агрегатов и прочие аспекты. В 2013 году Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова начал сборку первого опытного беспилотника. В это же время начались стендовые испытания ключевых систем и устройств для аппарата.
В середине 2016 года стало известно о старте лётных испытаний. По сообщениям средств массовой информации, до конца года было проведено две серии испытательных полётов. Весной 2017 года испытания продолжились. Результаты этих мероприятий не раскрывались, но стало очевидно, что они приближают момент начала серийного производства.
Тем не менее, в 2018 году судьба «Альтиуса» оказалась под вопросом. В апреле правоохранительные органы начали расследование в отношении руководителей ОКБ им. Симонова, подозреваемых в хищении 900 млн рублей, выделенных Минобороны для разработки БПЛА.

В дальнейшем оборонное ведомство провело проверку и выяснило, что проект столкнулся с различными проблемами. В результате, в декабре 2018 года «Альтиус» был передан Уральскому заводу гражданской авиации (г. Екатеринбург). Вскоре это предприятие должно было возобновить разработку БПЛА и наверстать упущенное время.
20 августа 2019 года Министерство обороны сообщило о первом полёте опытного образца «Альтиус-У». Под управлением с земли, машина взлетела, провела в воздухе более 30 минут и успешно приземлилась. Лётные испытания продолжались, и опытный БПЛА решал различные задачи. Например, в середине 2021 года он впервые применил вооружение по цели на полигоне. В том же году начались испытания новой версии беспилотника — «Альтиус-РУ».
В феврале 2021 года между Минобороны и УЗГА был подписан контракт на производство установочной партии новых БПЛА. Сумма и объём этой партии тогда не уточнялись и остаются неизвестными. Также не указаны сроки поставки.
Неизвестно, был ли выполнен заказ 2021 года. В последние годы отсутствует информация о производстве «Альтиусов». Однако известно, что такая техника продолжает проходить испытательные полёты с различными целями. Не обходится без проблем.
Так, 8 июля 2025 года очередной испытательный полёт закончился крушением. Сообщалось, что опытный «Альтиус» столкнулся с неизвестными трудностями при посадке и упал за пределами аэродрома. Ведётся расследование причин происшествия, однако результаты, скорее всего, не будут опубликованы.

Таким образом, проект «Альтиус» прошёл несколько начальных этапов и достиг, как минимум, стадии испытаний опытной техники. Также имеется контракт на производство первой партии беспилотников. Дальнейшие успехи проекта остаются неизвестными. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что заказчик и разработчик делают всё возможное для запуска производства и принятия новых БПЛА на вооружение.
Цели и задачи
Результатом проекта «Альтиус» должна стать новая беспилотная воздушная платформа тяжёлого класса. На её основе планировалось создать несколько БПЛА с одинаковыми характеристиками, но различным оснащением и возможностями. В открытых источниках упоминались, как минимум, две модификации с литерами «У» и «РУ», которые, очевидно, являются ударным и разведывательно-ударным вариантами.
БПЛА «Альтиус» имеет обычную аэродинамическую схему. Он характеризуется удлинённым фюзеляжем с крупным носовым обтекателем. Предусмотрено прямое крыло большого размаха. На крыле расположены две гондолы с двигателями. Хвостовое оперение — V-образное. В конструкции планера используются как металлы, так и композитные материалы.
Общая длина такого беспилотника достигает 11,6 м, размах крыла превышает 28 м. Максимальная взлётная масса может составлять до 5 тонн. Аппарат способен нести полезную нагрузку до 1 тонны.
Опытные БПЛА оснащены дизельными двигателями RED A03/V12 производства Германии. Эти двигатели имеют мощность по 500 л.с. и позволяют аппарату развивать скорость до 200-250 км/ч. Предел высоты полёта — 12 тысяч метров. Максимальная продолжительность полёта достигает 48 часов, что позволяет ему преодолевать расстояние свыше 10 тысяч километров.

БПЛА оборудован системой управления с автономным режимом и возможностью исполнения команд оператора. Включены необходимые средства навигации, связи и т.д. «Альтиус» является одним из первых отечественных БПЛА с интегрированной системой спутниковой связи. В электронику также входят радиолокационные или оптические средства разведки. Предусмотрены приборы управления вооружением. Конкретный состав радиоэлектронного оборудования зависит от модификации и определяется заказчиком.
По имеющимся данным, БПЛА «Альтиус» способен нести вооружение. Ранее была опубликована фотография опытного беспилотника с парой балочных держателей под крылом. Кроме того, рядом с БПЛА демонстрировались боеприпасы. Однако установка и использование оружия пока не были продемонстрированы. Предполагается, что аппарат сможет нести и применять различные системы «воздух-земля».
Факторы риска
Разработка нового БПЛА началась почти 15 лет назад, но готовый «Альтиус» до сих пор не поступил на вооружение. Работы по проекту затянулись, и даже примерные сроки завершения остаются неизвестными. Однако причины, по которым новый беспилотник не удалось создать в установленные сроки, ясны.
Главным фактором, влияющим на скорость разработки «Альтиуса», является его общая сложность. От этого БПЛА требуются высокие лётно-технические характеристики и широкий спектр рабочих возможностей. Для выполнения этих требований разработчикам пришлось искать новые технические решения и разрабатывать соответствующие компоненты.
Например, чтобы добиться высокой продолжительности и дальности полёта, потребовалось найти оптимальные сочетания аэродинамического облика, силовой установки и других факторов. Кроме того, появились дополнительные требования к системе связи, что потребовало внедрения спутниковой связи.

Станция управления комплексом «Альтиус»
Существовали проблемы организационного характера, в том числе международного масштаба. Как было установлено в ходе расследования, 900 млн рублей, выделенных на разработку БПЛА, были использованы в рамках коррупционных схем. Это негативно сказалось на финансировании проекта, что отразилось на темпе разработки.
В 2018 году заказчик решил изменить исполнителя. Процесс передачи проекта и последующие процедуры также не способствовали ускорению работ. Тем не менее, благодаря этому удалось избавиться от проблем, накопленных казанским ОКБ им. Симонова.
Для опытных «Альтиусов» в своё время была закуплена партия немецких дизельных двигателей. Однако в 2021 году немецкие государственные структуры смогли заблокировать новые поставки. Появилась необходимость поиска нового двигателя с необходимыми характеристиками, поставка которого не зависит от решений третьих стран.
В том же 2021 году стало известно, что компания «ОДК-Климов» предлагает для «Альтиусов» свой двигатель ВК-800В. Адаптация существующего БПЛА под новую силовую установку потребует времени. При этом стоит учесть, что немецкие двигатели RED 03 являются дизельными, тогда как отечественный ВК-800В — турбовинтовой. Такие различия могут повлиять на развитие проекта.
Новые возможности
Несмотря на все сложности, БПЛА серии «Альтиус» представляет значительный интерес для российских ВКС. Эти беспилотники обладают множеством важных особенностей и предоставят боевой авиации новые возможности. Они смогут дополнить существующий парк БПЛА, сделав его более универсальным и эффективным инструментом.
Командование ВМФ знакомится с БПЛА «Альтиус», июнь 2024 г.
Главные особенности и достоинства «Альтиусов» всех модификаций связаны с высокими лётно-техническими характеристиками. В настоящее время эти БПЛА обладают самой большой продолжительностью и дальностью полёта среди отечественных аналогов. Возможность полёта в течение двух суток может использоваться для организации дежурства в воздушном пространстве, а также для долгосрочного поиска целей и нанесения ударов.
«Альтиусы» штатно оснащаются системой спутниковой связи. Это значительно упростит развёртывание беспилотных комплексов и организацию их боевой работы. На практике беспилотники могут быть отправлены на любые аэродромы, в то время как станции управления останутся на своих местах, сохраняя полный контроль над летательными аппаратами.
Новые БПЛА смогут проводить разведку и использовать вооружение. Преимущества тяжёлых разведывательно-ударных беспилотников хорошо известны. Высокие лётные характеристики «Альтиуса» помогут дополнительно улучшить эти возможности.
В ожидании
На этапе разработки проект «Альтиус» столкнулся с множеством различных проблем. Тем не менее, он движется вперёд и выходит на новые этапы. В настоящее время речь идёт о запуске производства и скором начале поставок готовой техники в ВКС.
Когда именно будут достигнуты все запланированные результаты, пока неясно. Однако прогресс последних лет даёт основания для оптимистичных прогнозов и позволяет надеяться на успешное завершение проекта. Новый БПЛА с уникальными возможностями будет принят на вооружение ВКС, но это произойдёт только в будущем.
- Рябов Кирилл
- Минобороны РФ
