

Следует отметить, что возникновение мореходного миноносца «Взрыв» окружено множеством вопросов. Миноносцы — это один из немногих классов кораблей, для которых существовали предварительные теоретические исследования. Появление самодвижущихся мин потребовало разработки теории их применения, которая, в свою очередь, выдвинула требования к кораблю. Заказ на его постройку был размещён на заводе Берда, а дальше…
Миноносец «Взрыв» имеет обводы, схожие с яхтой…
Некоторые аспекты корабельной архитектуры заставляют исследователей предполагать, что завод использовал корпус уже строящейся или построенной яхты «Маб» для создания миноносца: обводы и вооружение оказались слишком необычными для военного корабля. Одна медная обшивка чего стоит! Миноносец был спущен на воду 13 августа 1877 года и введён в эксплуатацию к концу того же года. В целом, первый опыт, как и предсказывала пословица, оказался неудачным.
Водоизмещение нового корабля составило 134,23 тонны, но вооружение состояло всего из одного неподвижного торпедного аппарата. Скорость также не впечатляла: 800-сильная машина в корпусе яхты испытывала недостаток пространства, в результате чего вместо ожидаемых 17 узлов «Взрыв» развивал не более 14,5. Командир миноносца, капитан 2 ранга Н. В. Чайковский, был недоволен таким скромным вооружением и настоял на установке в 1886 году четырёх 37-мм пушек Гочкиса: без них экипаж мог вести огонь только из трёх винтовок.
Несмотря на свои недостатки, первые прорывные корабли редко бывают идеальными, поэтому можно простить «Взрыву» его недостатки, ведь он стал первым шагом России к созданию нового класса кораблей! Первый в мире миноносец служил до 1907 года, в последние годы — в роли учебного корабля учебно-минного отряда. Хотя продолжения у него не последовало.

Альфред Ярроу
Однако после успехов русского торпедного оружия в русско-турецкую войну мир пережил настоящий бум миноносцев! Постепенно сформировались несколько центров миноносцестроения: английские фирмы «Торникрофт» и «Ярроу», немецкая «Шихау», французская «Нормана». А как обстояло дело с русскими? Удивительно, но для русских судостроителей миноносцы оказались слишком сложными кораблями!
Выяснилось, что создание высокотехнологичного небольшого корабля представляет собой такую же сложную задачу, как изготовление броненосца. При постройке миноносцев важна была «весовая дисциплина» — превышение запланированного веса (что часто случалось у отечественных кораблестроителей) было недопустимо, а компактные машины и механизмы требовали высокой точности обработки, аккуратной сборки и квалифицированной эксплуатации. В итоге первый «настоящий» миноносец пришлось заказывать у англичанина Альфреда Ярроу.

«Батум», русский миноносец от Ярроу
К тому времени фирма Ярроу уже построила для Роял Нэви несколько десятков миноносцев, так что выбор прототипа не занял много времени: были выбраны корабли водоизмещением 40 тонн, способные развивать скорость 18-20 узлов. Заказанный русским Морским ведомством «Батум» имел водоизмещение 48 тонн и мог развивать до 22 узлов. Интересно, что постройка миноносца финансировалась за счёт средств, предназначенных в 1878 году для закупки новых миноносок в Англии.

«Батум» мог ходить и под парусом…
Первоначально термин «миноносец» не использовался. «Батум» считали «мореходной миноноскою», а англичане обозначили его как «миноноску типа «Батум», признавая новый… если не класс, то тип кораблей. Тем не менее, «Батум» имел все признаки будущих миноносцев: корпус с соотношением длины к ширине — 8,4; таранный форштевень; поднятая носовая часть палубы от форштевня к боевой рубке. Паровые машины были вертикального типа, причём крышки цилиндров возвышались над палубой на 0,457 метра, что делало палубу сильно покатой. Имелся один вал с гребным винтом, расположенным позади и ниже руля. Три мачты были оборудованы гафельными косыми парусами. Два неподвижных торпедных аппарата находились в носу корабля: установить поворотные ТА не позволили соображения остойчивости — корпус миноносца был слишком узким. В носу также имелись «опускные рули», что обеспечивало меньший радиус циркуляции для быстрейшего выхода из атаки.
«Батум» спустили на воду 31 мая 1880 года, после чего отправили в Фиуме — для установки торпедных аппаратов и получения торпед (запас торпед на корабле составлял 4 штуки). В сентябре корабль прибыл в Николаев. Миноносец привлёк всеобщее внимание: в сравнении с зарубежными кораблями он был крупным и быстроходным, в результате чего Ярроу, начавший активно рекламировать свою продукцию, даже назвал его «минным крейсером». Рекламная кампания оказалась успешной, и заказы на английского промышленника стали поступать один за другим: подобные корабли решили немедленно приобрести Аргентина, Австрия, Италия, Голландия и Греция.
Моряки восприняли корабль неоднозначно. Дело в том, что для достижения высокой скорости «Батум» существенно переоблегчили, и экипажи, привыкшие к прочной палубе крейсеров или броненосцев, не были впечатлены вибрирующими под ударами волн бортами и гнущейся палубой. Несмотря на то, что на мерной миле миноносец продемонстрировал феноменальную скорость в 22,16 узла, угля на возвращение в завод едва хватило: угольные ямы английский инженер не предусмотрел, и уголь хранился в мешках прямо в машинном отделении, которое во время движения напоминало ад — 69 градусов по Цельсию (на нормальной вентиляции Ярроу тоже сэкономил)!
К прочим недостаткам следует отнести не самую тщательную клёпку корпуса: за день из трюма выкачивали 20-30 ведер воды, и это только в кормовой части. Трубу в Фиуме пришлось наращивать — на полном ходу в неё попадала вода (так что мореходность миноносца была весьма относительной). Кроме того, небрежная установка торпедных аппаратов привела к тому, что обе торпеды к моменту прихода в Николаев были помяты. Со стрельбой также возникали трудности: на скорости корабль значительно зарывался носом в волну, и крышки торпедных аппаратов оказывались под водой. В общем, корабль в России пришлось существенно переделывать! Одним из перспективных изменений стал перевод в 1882/83 годах котлов миноносца на сырой нефти, что значительно облегчало труд кочегаров. В целом, корабль можно признать, как и многие «первенцы», экспериментальным.

Джон Айзек Торникрофт
После ознакомления с миноносцем фирмы Ярроу в Морском министерстве приняли решение о заказе миноносцев другим иностранным производителям: чтобы выбрать лучший образец для серийного производства на отечественных верфях. «Сухум» был заказан конкуренту Ярроу — Джону Торникрофту. Это должен был быть улучшенный вариант «Батума». С остальными заказами всё оказалось менее ясно. Фирме Шихау ничего не заказали, зато три заказа разместили на французских верфях: у Нормана в Гавре, у Форж и Шантье в Тулоне и у Клапареда близ Парижа. Всё это называлось «веерным заказом». Возможно, я несправедлив к морскому министру вице-адмиралу Ивану Шестакову, но создаётся впечатление, что французы ему «отблагодарили», иначе трудно объяснить отсутствие немцев в конкурсе.

«Сухум» — миноносец от «Торникрофта»
«Сухум» от «Торникрофта» имел водоизмещение 65 тонн, отношение длины к ширине было больше 9, осадка носом составляла 0,61 метра, кормой — 1,91 метра (с гребным винтом), винт был единственный, но защищён рулём. Толщина листов рубки и палубы над торпедными аппаратами составила 6,4 мм, что вдвое больше, чем на всём остальном корпусе. У корабля были роскошные интерьеры, с применением тика и красного дерева, но скорость оказалась скромной — 17,95 узлов. Как он на испытаниях показал 18,9 узлов? Вероятно, хитрые британцы его не догрузили…

Миноносец «Гагры»
Три «француза» также были названы именами городов черноморского побережья Кавказа: «Геленджик», «Поти» и «Гагры». В целом, не отличаясь принципиально от «Батума» (который успел стать своего рода стандартом), они несли несколько полезных нововведений: наружные кили для защиты корпуса, регуляторы для предотвращения перебоев работы гребных винтов, указатели числа оборотов машин, опреснители… Интересно, что опыт наблюдения за строительством миноносцев на французских верфях способствовал созданию в России «опытового бассейна» для исследований вопросов гидродинамики, без чего создание скоростных кораблей было невозможно.
Миноносец «Поти»
Первым из «французов» в Россию прибыл «Поти». Корабль с водоизмещением в 63 тонны развил на мерной миле скорость в 18,5 узлов. Миноносец прибыл в Севастополь летом 1883 года. А два других «француза» задержались на родине до марта 1884 года — судостроители спешно устраняли недочёты в машинах. «Геленджик», при водоизмещении в 74,7 тонны, смог показать на мерной миле 17,8 узлов. Стоит отметить, что, будучи безусловным шагом вперёд в сравнении с миноносками, миноносцы мореходными были довольно условно. О совместных действиях с крейсерами и броненосцами речи пока не шло. Именно на этом типе кораблей впервые появился «комплекс вооружения», надолго ставший стандартом: два неподвижных торпедных аппарата в носу и две 37-мм пушки.
Тем не менее, адмиралы, несмотря на все недостатки миноносцев, высоко оценивали это перспективное оружие. Возможность совместной атаки нескольких маленьких, маневренных, но, главное, дешёвых кораблей на броненосец завораживала! Однако тактические приёмы для этого предлагались, с современного взгляда… оригинальные. Например, предполагалось подкрадываться к броненосцу малым ходом, запускать торпеды и уходить на полной скорости… задним ходом! При этом было подсчитано, сколько миноносцев необходимо для такой атаки: по мнению начальника минного отряда контр-адмирала И. М. Дикого, требуется 8 штук.

Винто-рулевая группа миноносца «Котлин»
«Батум», «Гагры», «Геленджик» и «Поти» стали «подопытными собаками»: на них проводили испытания, вероятно, больше, чем боевых учений. Моряки экспериментировали с котлами, стремясь избавиться от возникшей в ходе эксплуатации проблемы вскипания воды, попадавшей в цилиндры машин, устраняли протечки дымогарных трубок. Возможно, в качестве эксперимента можно рассматривать и строительство на Балтийском заводе первого отечественного миноносца по типу «Батума», получившего название «Котлин». На нём экспериментировали с количеством винтов, машинами, формой корпуса. А главное — с установкой на миноносец машин со списываемых миноносок: «Котлину» достались машины с «Дрозда» и «Канарейки» — экономия, однако! Но первой отечественной серией миноносцев стали корабли типа «Измаил».

«Измаил»
«Измаил» построили в Николаеве, а три его «систершипа» — в Санкт-Петербурге, в Новом Адмиралтействе. Корабли стали продолжением «Поти», который был признан лучшим из заказанных за границей. Презентовавший проект инспектор кораблестроительных работ Николаевского порта генерал-майор корпуса корабельных инженеров Нестор Коршиков отмечал «лучший ход, поворотливость и лучшие морские качества» новых миноносцев. При этом была уменьшена частота вращения гребного вала — со 100 до 60 оборотов в минуту, что обещало большую надёжность и долговечность машины. Также большое внимание уделялось недопущению перегрузки и увеличению остойчивости миноносца.
На Чёрном море к постройке «Измаила» приступили в июле 1884 года, а введён в строй корабль был 12 июля 1886 года. Цена корабля оказалась… высокой. Более 100 тысяч рублей за миноносец водоизмещением в 73 тонны и с не самой выдающейся скоростью в 17,6 узла — совсем недёшево! Это объясняется высокой долей импорта в машинной части корабля: в Гавре у Нормана заказали машинный регулятор, тахометр, инжектор, паровую донку Клапареда и 5 эжекторов. Также были учтены расходы на оборудование завода: закупались токарные и токарно-винторезные станки и гидравлический насос для испытания котлов. Все последующие корабли серии обходились немного дешевле.
Корабли оказались качественными. Один из первых командиров подчеркивал, что установка наружного киля позволяла «перескакивать через боны и камни без особых повреждений» — что было весьма актуально для Балтики! Это заключение впоследствии подтвердили неоднократные посадки этих миноносцев на камни, не приводившие к серьёзным повреждениям корпусов.
Служба миноносцев типа «Измаил» была долгой и напряжённой. Даже когда они были выведены из 1-й линии (миноносцы в те годы устаревали не быстро, а стремительно!), эти недорогие кораблики продолжали активно использоваться. Они не только отрабатывали торпедные атаки, но и выполняли роли разведчиков при эскадрах, посыльных кораблей, буксировщиков щитов при стрельбах, на них проходили обучение матросы и офицеры, многие были переданы пограничной страже, а некоторые использовались в качестве тральщиков. Сам «Измаил» был сдан на металлолом только в 1913 году, полностью исчерпав свой ресурс.

Миноносец «Выборг»
Следующий миноносец, 125-тонный «Выборг», было решено заказать в Англии. Договориться с «Ярроу» не удалось (в очередной раз обострились отношения с Британией), и заказ был передан фирме «Джеймс и Джордж Томсон», которая предложила построить корабль дешевле. Проект показался русскому Морскому ведомству интересным: компания предложила несколько нововведений, например установку электрического прожектора. Однако не имея достаточного опыта, компания выполнила заказ не самым качественным образом, и продолжения «Выборг» не получил. Далее последовала ещё одна серия из двух кораблей: «Ревель» и «Свеаборг». Здесь уже начинает прослеживаться не самая хорошая тенденция в технической политике МТК. Если строить первые корабли в качестве опытных было логично, то далее… Становится очевидным, что должного внимания русское морское министерство миноносцам не уделяет, особенно на фоне более предприимчивых соседей…

Германский миноносец S-42 фирмы «Шихау»
Фирма «Шихау» начала свою деятельность с постройки миноносок для русского Балтийского флота. Но, набив руку на этом заказе, немцы получили от собственного правительства заказ, который на нашем фоне можно считать колоссальным. В 1883 году компания начала строить для Кайзерлих Марине грандиозную серию из 65 миноносцев! Это были копии 65-тонного миноносца фирмы Ярроу, имевшего скорость 22 узла. К 1889 году строительство было завершено, и у русских моряков появились на Балтике опасные конкуренты.
Собственно говоря, именно крупный правительственный заказ побудил руководство Российского Императорского флота заказать у «Шихау» девять стальных миноносцев (того самого типа, что фирма строила для Кайзера, немного усовершенствованных) — три для Балтийского и шесть Черноморского флотов: «Або», «Виндава», «Либава», «
Источник