Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей

Русские миноносцы — немного, но разные!Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Следует отметить, что история создания мореходного миноносца «Взрыв» окутана множеством вопросов. Миноносцы являются одним из немногих классов кораблей, чьему появлению предшествовали теоретические исследования. Возникновение самодвижущихся мин потребовало разработки теории их использования. Эта теория выдвинула требования к кораблю. Строительство было поручено заводу Берда, а что произошло дальше…

Миноносец «Взрыв» имеет формы, схожие с яхтой…
Некоторые аспекты архитектуры корабля наводят ряд исследователей на мысль о том, что для миноносца использовался корпус либо строящейся, либо уже завершенной яхты «Маб»: обводы и вооружение миноносца были слишком необычны для боевого корабля. Одна медная обшивка чего стоит! Миноносец был спущен на воду 13 августа 1877 года, а в строй введен к концу года. В общем, первый блин, полностью оправдав пословицу, вышел комом.
Водоизмещение нового корабля составило 134,23 тонны, но вооружение — всего один неподвижный торпедный аппарат. Да и скорость оставляла желать лучшего: 800-сильной машине в корпусе яхты было тесно, так что вместо запланированных 17 узлов «Взрыв» не мог развить более 14,5. Поскольку недостаточное вооружение не устраивало командира миноносца, капитана 2 ранга Н. В. Чайковского, он настоял на установке в 1886 году на корабль четырех 37-мм пушек Гочкиса: без них экипаж мог отвечать врагу только из винтовок. Всех трёх!

Тем не менее, первые прорывные корабли редко бывают успешными, поэтому можно простить «Взрыву» его недостатки, в конце концов, он закрепил за Россией права на создание нового класса кораблей! Первый в мире миноносец служил до 1907 года, в последние годы — в качестве учебного корабля учебно-минного отряда. Хотя продолжения не последовало.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Альфред Ярроу
После успехов русского торпедного вооружения в русско-турецкую войну началась волна миноносцев! Постепенно сформировались несколько центров миноносцестроения: английские компании «Торникрофт» и «Ярроу», немецкая «Шихау», французская «Нормана». А что насчет русских? Как ни странно, но для русских судостроителей миноносцы оказались слишком сложными кораблями!
Выяснилось, что создание высокотехнологичного маленького корабля столь же сложно, как постройка броненосца, так же как сложнее сделать карманные часы, чем башенные куранты. При строительстве миноносцев была важна «весовая дисциплина» — превышение запланированного веса (обычная проблема отечественных кораблестроителей) было недопустимо, а компактные машины и механизмы требовали повышенной точности обработки, тщательной сборки и умелой эксплуатации. В итоге, первый «настоящий» миноносец был заказан англичанину Альфреду Ярроу.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
«Батум», русский миноносец от Ярроу
К тому времени фирма Ярроу уже построила для Роял Нэви несколько десятков миноносцев, так что выбор прототипа не занял много времени: были выбраны корабли водоизмещением 40 тонн, развивающие скорость 18-20 узлов. Заказанный русским Морским ведомством «Батум» получил водоизмещение 48 тонн и мог развивать до 22 узлов. Интересно, что миноносец был построен на деньги, которые планировалось потратить в 1878 году на закупку в Англии пары новых миноносок.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
«Батум» мог ходить и под парусом…
Первоначально термин «миноносец» не использовался. «Батум» считали «мореходной миноноской». А англичане назвали «миноноской типа «Батум»», признавая новый… если не класс, то тип кораблей. Тем не менее, «Батум» имел все характеристики будущих миноносцев: корпус с соотношением длины к ширине — 8,4; таранный форштевень; подъем носовой части палубы от форштевня к боевой рубке. Паровые машины — вертикального типа, причем крышки цилиндров возвышались над палубой на 0,457 метра, из-за чего палуба была сильно наклонной. Один винт, с гребным, расположенным позади и ниже руля. Имеется три мачты с гафельными косыми парусами. Пара неподвижных торпедных аппаратов располагалась в носу корабля: установка поворотных ТА не позволяла соображения остойчивости — корпус миноносца был слишком узким. В носу находились «опускные рули», что позволяло уменьшить радиус циркуляции для быстрейшего выхода из атаки.

«Батум» спустили на воду 31 мая 1880 года, после чего отправили в Фиуме — для установки торпедных аппаратов и получения торпед (запас торпед на корабле составлял 4 штуки). В сентябре корабль прибыл в Николаев. Миноносец привлек всеобщее внимание: по сравнению с зарубежными кораблями он был крупным и быстроходным, в результате чего Ярроу, начавший активно рекламировать свою продукцию, даже назвал его «минным крейсером». Рекламная кампания оказалась успешной, заказы на английского промышленника стали поступать в большом количестве: подобные корабли решили немедленно приобрести Аргентина, Австрия, Италия, Голландия и Греция.

Моряки восприняли корабль неоднозначно. Дело в том, что для достижения высокой скорости «Батум» сильно переоблегчили, а экипажи, привыкшие к прочным палубам крейсеров или броненосцев, не испытывали уважения к вибрирующим под ударами волн бортам и гнущейся под матросскими прогарами палубе. Также на мерной миле миноносец действительно показал феноменальную скорость в 22,16 узла, но угля при этом ему на обратный путь едва хватило: угольные ямы английский инженер не предусмотрел, и уголь хранился в мешках прямо в машинном отделении, которое во время движения напоминало ад — 69 градусов по Цельсию (на нормальной вентиляции Ярроу тоже сэкономил)!
К прочим недостаткам стоит отнести не самую тщательную клепку корпуса: за день из трюма выкачивали 20-30 ведер воды. И это — только в кормовой части. Трубу в Фиуме пришлось наращивать — на полном ходу в неё попадала вода (так что мореходность миноносца была весьма относительной). Кроме того, небрежная установка торпедных аппаратов привела к тому, что обе торпеды в них к моменту прихода в Николаев были повреждены. Со стрельбой также возникали трудности: корабль на скорости сильно зарывался носом в волну, и крышки торпедных аппаратов оказывались под водой. В общем, корабль в России пришлось серьезно переделывать! Одним из перспективных изменений стало перевод в 1882/83 годах котлов миноносца на питание сырой нефтью, что значительно облегчало труд кочегаров. В целом корабль следует признать, как и многих «первенцев», экспериментальным.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Джон Айзек Торникрофт
После ознакомления с миноносцем фирмы Ярроу в Морском министерстве было принято решение заказать миноносцы другим зарубежным производителям: чтобы выбрать лучший образец для серийного производства на отечественных верфях. «Сухум» был заказан конкуренту Ярроу — Джону Торникрофту. Это должен был быть улучшенный вариант «Батума». А вот с остальными заказами всё не так ясно. Фирме Шихау ничего не было заказано, зато три заказа разместили на французских верфях: у Нормана в Гавре, у Форж и Шантье в Тулоне и у Клапареда близ Парижа. Всё это называлось «веерным заказом». Возможно, я несправедлив к морскому министру вице-адмиралу Ивану Шестакову, но создается впечатление, что французы ему «занесли», так как иначе объяснить отсутствие немцев в конкурсе сложно.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
«Сухум» — миноносец от «Торникрофта»
«Сухум» от «Торникрофта» имел водоизмещение 65 тонн, соотношение длины к ширине превышало 9, осадка носом — 0,61 метра, кормой — 1,91 метра (с гребным винтом), винт был единственный, но защищён рулём. Толщина листов рубки и палубы над торпедными аппаратами составляла 6,4 мм, что вдвое больше, чем на всём остальном корпусе. Корабль имел роскошные интерьеры с использованием тика и красного дерева, но скорость оставляла желать лучшего, составив 17,95 узлов. Как он на испытаниях показал 18,9 узлов? Возможно, хитрые британцы его не догрузили…

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Миноносец «Гагры»
Три «француза» также были названы именами городов черноморского побережья Кавказа: «Геленджик», «Поти» и «Гагры». В целом, не отличаясь принципиально от «Батума» (успевшего стать своего рода стандартом), они несли несколько полезных нововведений: наружные кили для защиты корпуса, регуляторы для предотвращения перебоев гребных винтов, указатели числа оборотов машин, опреснители… Интересно, что опыт наблюдения за строительством миноносцев на французских верфях стимулировал создание в России «опытового бассейна» для исследований вопросов гидродинамики, без чего создание скоростных кораблей было невозможно.
Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Миноносец «Поти»
Первым из «французов» в Россию прибыл «Поти». Корабль с водоизмещением 63 тонны развил на мерной миле скорость 18,5 узлов. Миноносец прибыл в Севастополь летом 1883 года. Два других «француза» задержались на родине до марта 1884 года — судостроители усердно устраняли недочеты в машинах. «Геленджик» при водоизмещении 74,7 тонны смог дать на мерной миле 17,8 узлов. Следует отметить, что, будучи несомненным шагом вперёд по сравнению с миноносками, миноносцы мореходными были достаточно условно. О совместных действиях с крейсерами и броненосцами речи пока не шло. Именно на этом типе кораблей впервые появился «комплекс вооружения», который надолго стал стандартом: два неподвижных торпедных аппарата в носу и две 37-мм пушки.

Тем не менее, адмиралы, несмотря на все недостатки миноносцев, высоко оценивали это перспективное оружие. Сама возможность совместной атаки нескольких маленьких, быстрых, но главное — дешевых кораблей на мощный броненосец завораживала! Правда, тактические приемы для этого предлагались, с современной точки зрения… оригинальные. Так, предполагалось подкрадываться к броненосцу малым ходом, выпускать торпеды и уходить на полной скорости… задним ходом! Зато посчитали количество миноносцев, необходимых для подобной атаки: по мнению начальника минного отряда контр-адмирала И. М. Дикого, их должно быть 8.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Винто-рулевая группа миноносца «Котлин»
«Батум», «Гагры», «Геленджик» и «Поти» стали «подопытными кроликами»: на них проводили испытания, вероятно, больше, чем боевых учений. Моряки экспериментировали с котлами, пытаясь устранить выявленное в ходе эксплуатации вскипание воды, попадавшей в цилиндры машин, устраняли утечки дымогарных трубок. Наверное, в качестве эксперимента можно считать и строительство на Балтийском заводе первого отечественного миноносца по типу «Батума», получившего название «Котлин». На нем проводили эксперименты с количеством винтов, машинами, формой корпуса. А главное — с установкой на миноносец машин со списываемых миноносок, «Котлину» достались машины с «Дрозда» и «Канарейки» — экономия, однако! Но первой отечественной серией миноносцев стали корабли типа «Измаил».

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
«Измаил»
«Измаил» был построен в Николаеве, а три его «систершипа» — в Санкт-Петербурге, в Новом Адмиралтействе. Корабли стали продолжением «Поти», который был признан лучшим из заказанных за границей. Презентовавший проект инспектор кораблестроительных работ Николаевского порта генерал-майор корпуса корабельных инженеров Нестор Коршиков обращал внимание на «лучшие ходовые качества, маневренность и мореходные характеристики» новых миноносцев. В частности, была уменьшена частота вращения гребного вала — со 100 до 60 оборотов в минуту, что обещало большую надежность и долговечность машины. Также большое внимание уделялось недопущению перегрузки и повышению остойчивости миноносца.
На Чёрном море к постройке «Измаила» приступили в июле 1884 года, а введен в строй корабль был 12 июля 1886 года. Цена корабля оказалась… высокой. Более 100 тысяч рублей за миноносец водоизмещением 73 тонны и с отнюдь не фантастической скоростью в 17,6 узла — совсем недёшево! Это объясняется высокой долей импорта в машинной части корабля: в Гавре у Нормана был заказан машинный регулятор, тахометр, инжектор, паровая донка Клапареда и 5 эжекторов. Сюда же вошли расходы на оборудование завода: было закуплено несколько токарных и токарно-винторезных станков и гидравлический насос для испытания котлов. Все следующие корабли серии обходились несколько дешевле.

Построенные корабли оказались качественными. Один из первых командиров особенно подчеркивал, что установка наружного киля позволяла «перескакивать через боны и камни без особых повреждений» — для Балтики весьма актуально! Это заключение впоследствии подтвердили неоднократные посадки этих миноносцев на камни, не приводившие к серьезным повреждениям корпусов.
Служба миноносцев типа «Измаил» была долгой и напряженной. Даже когда они оказались выведены из 1-й линии (миноносцы в те годы устаревали не быстро, а стремительно!), эти недорогие кораблики начальство «гоняло в хвост и в гриву». Они не только отрабатывали торпедные атаки, но и исполняли роли разведчиков при эскадрах, посыльных кораблей, буксировщиков щитов при стрельбах, на них проходили обучение матросы и офицеры, многие были переданы пограничной страже, некоторые использовались в качестве тральщиков. Сам «Измаил» был сдан на металлолом только в 1913 году, полностью выработав свой ресурс.

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Миноносец «Выборг»
Следующий миноносец, 125-тонный «Выборг», было решено заказать в Англии. С «Ярроу» договориться не удалось (в очередной раз произошло обострение отношений с Британией), и заказ достался фирме «Джеймс и Джордж Томсон», которая предложила построить корабль дешевле. Проект показался русскому Морскому ведомству интересным: компания предложила несколько новшеств, таких как установка электрического прожектора. Однако не имевшая опыта компания выполнила заказ не самым качественным образом, так что продолжения «Выборг» не получил. Далее последовала еще одна серия из двух кораблей: «Ревель» и «Свеаборг». Здесь уже начинает прослеживаться не самая хорошая тенденция в технической политике МТК. Если строить первые корабли в качестве опытных логично, то далее… становится видно, что должного внимания русское морское министерство миноносцам не уделяет. Особенно на фоне более сообразительных соседей…

Русские миноносцы: разнообразие и особенности класса кораблей
Германский миноносец S-42 фирмы «Шихау»
Фирма «Шихау» начала свою деятельность с постройки миноносок для русского Балтийского флота. Но, набив руку на этом заказе, немцы получили уже от своего правительства заказ, который на нашем фоне можно назвать колоссальным. В 1883 году компания начала строить для Кайзерлих Марине грандиозную серию из 65 миноносцев! Это были копии 65-тонного миноносца фирмы Ярроу, имевшего скорость 22 узла. К 1889 году строительство было завершено, и у русских моряков появились на Балтике опасные конкуренты.

Собственно говоря, именно крупный правительственный заказ побудил руководство Российского Императорского флота заказать у «Шихау» девять стальных миноносцев (того самого типа, что фирма строила для Кайзера, слегка усовершенствованных) — три для Балтийского и шесть Черноморского флотов: «Або», «Винда

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity