Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте

Русские миноносцы — немного, но разные!Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Следует отметить, что история создания мореходного миноносца «Взрыв» полна загадок. Миноносцы — это один из немногих классов кораблей, появление которых основывалось на теоретических исследованиях. Появление самодвижущихся мин потребовало разработки теории их использования. Эта теория выдвинула определённые требования к кораблю. Заказ на строительство был дан заводу Берда, а далее…

Миноносец «Взрыв» напоминает яхту…
Некоторые специфика корабельной архитектуры заставляют некоторых исследователей предполагать, что под миноносец был использован корпус яхты «Маб», которая находилась в процессе строительства или уже была построена: обводы и вооружение миноносца были слишком необычными для боевого корабля. Одна медная обшивка чего стоит! Миноносец был спущен на воду 13 августа 1877 года и введён в строй к концу года. В общем, первый блин, оправдывая пословицу, вышел комом.
Водоизмещение нового корабля составило 134,23 тонны, но вооружение — всего один неподвижный торпедный аппарат. Да и скорость оставляла желать лучшего: 800-сильной машине в корпусе яхты было тесно, так что вместо запланированных 17 узлов «Взрыв» больше 14,5 никогда не развивал. Поскольку откровенно скромное вооружение не удовлетворяло командира миноносца, капитана 2 ранга Н. В. Чайковского, он настоял на установке в 1886 году на корабль 4х37-мм пушек Гочкиса: без них экипаж мог отвечать врагу только из винтовок. Всех трёх!

Впрочем, первые прорывные корабли редко бывают успешными, так что можно простить «Взрыву» его недостатки, в конце концов, он закрепил за Россией право на создание нового класса кораблей! Первый миноносец в мире служил до 1907 года, в последние годы — в качестве учебного корабля учебно-минного отряда. Хотя и не имел продолжения.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Альфред Ярроу
После успехов русского торпедного оружия в русско-турецкую войну в мире начался бум миноносцев! Постепенно сложились несколько центров миноносцестроения: английские компании «Торникрофт» и «Ярроу», немецкая «Шихау», французская «Нормана». А что же русские? Как ни странно, но для российских судостроителей миноносцы оказались слишком сложными кораблями!
Выяснилось, что создать высокотехнологичный малый корабль гораздо сложнее, чем броненосец, так же как создать карманные часы сложнее, чем башенные куранты. При строительстве миноносцев важна была «весовая дисциплина» — превышение запланированного веса (обычная беда отечественных кораблестроителей) было неприемлемо, а компактные машины и механизмы требовали повышенной точности обработки, тщательной сборки и грамотной эксплуатации. В общем, первый «настоящий» миноносец пришлось заказывать англичанину Альфреду Ярроу.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
«Батум», русский миноносец, от Ярроу
К тому времени компания Ярроу уже построила для Роял Нэви несколько десятков миноносцев, так что дело с прототипом пошло быстро: были выбраны корабли водоизмещением 40 тонн, способные развивать 18-20 узлов скорости. Заказанный русским Морским ведомством «Батум» получил водоизмещение 48 тонн и мог развивать до 22 узлов скорости. Интересно, что миноносец был построен на деньги, которые планировалось потратить в 1878 году на закупку в Англии пары новых миноносок.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
«Батум» мог ходить и под парусом…
Первоначально термин «миноносец» не использовался. «Батум» считали «мореходной миноноской». А англичане назвали его «миноноской типа «Батум», признавая новый… если не класс, то тип кораблей. Тем временем «Батум» имел все признаки будущих миноносцев: корпус с соотношением длины к ширине 8,4; таранный форштевень; поднятие носовой части палубы от форштевня к боевой рубке. Паровые машины были вертикального типа, причём крышки цилиндров возвышались над палубой на 0,457 метра, что делало палубу сильно покатой. Вал — один, с гребным винтом, расположенным позади и ниже руля. Были три мачты с гафельными косыми парусами. Пара неподвижных торпедных аппаратов располагалась в носу корабля: установить поворотные ТА не позволяли соображения остойчивости — корпус миноносца был слишком узким. В носу имелись «опускные рули», что позволяло уменьшить радиус циркуляции для быстрейшего выхода из атаки.

«Батум» был спущен на воду 31 мая 1880 года, после чего отправлен в Фиуме для установки торпедных аппаратов и получения торпед (запас торпед на корабле составлял 4 штуки). В сентябре корабль прибыл в Николаев. Миноносец привлёк всеобщее внимание: в сравнении с зарубежными кораблями он был крупным и быстроходным, в результате чего Ярроу, начавший активно рекламировать свою продукцию, даже назвал его «минным крейсером». Рекламная кампания оказалась успешной, заказы на английского промышленника стали поступать в большом количестве: подобными кораблями решили немедленно обзавестись Аргентина, Австрия, Италия, Голландия и Греция.

Моряки восприняли корабль неоднозначно. Дело в том, что для достижения высокой скорости «Батум» сильно переоблегчили, а привычным к прочной палубе крейсеров или броненосцев экипажам вибрирующие под ударами волн борта и гнущаяся под матросскими прогарами палуба не внушали уважения. К тому же на мерной миле миноносец действительно показал феноменальную скорость в 22,16 узла, но угля при этом едва хватило на возвращение в завод: угольные ямы английский инженер не предусмотрел, и уголь хранили в мешках прямо в машинном отделении, которое во время движения напоминало ад — 69 градусов по Цельсию (на нормальной вентиляции Ярроу также сэкономил)!
К прочим недостаткам стоит отнести не самую качественную клёпку корпуса: за день из трюма выкачивали 20-30 ведер воды. И это только в кормовой части. Трубу в Фиуме пришлось увеличивать — на полном ходу в неё попадала вода (так что мореходность миноносца была весьма относительной). Кроме того, небрежная установка торпедных аппаратов привела к тому, что обе торпеды в них к моменту прихода в Николаев были повреждены. Со стрельбой также возникали проблемы: корабль на скорости сильно зарывался носом в волну, и крышки торпедных аппаратов оказывались под водой. В общем, корабль в России пришлось основательно переделывать! Одним из перспективных изменений стал перевод в 1882/83 годах котлов миноносца на питание сырой нефтью, что значительно облегчало труд кочегаров. В целом, корабль можно признать, как и многих «первенцев», экспериментальным.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Джон Айзек Торникрофт
После знакомства с миноносцем фирмы Ярроу в Морском министерстве приняли решение о заказе миноносцев другим иностранным производителям: чтобы выбрать лучший образец для серийного строительства на отечественных верфях. «Сухум» был заказан конкуренту Ярроу — Джону Торникрофту. Это должен был быть улучшенный вариант «Батума». А вот с остальными заказами всё не так однозначно. Фирме Шихау ничего не заказали, зато три заказа разместили на французских верфях: у Нормана в Гавре, у Форж и Шантье в Тулоне и у Клапареда близ Парижа. Всё это носило название «веерный заказ». Возможно, я несправедлив к морскому министру вице-адмиралу Ивану Шестакову, но создаётся впечатление, что французы ему «занесли», потому что иначе объяснить отсутствие немцев в конкурсе сложно.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
«Сухум» — миноносец от «Торникрофта»
«Сухум» от «Торникрофта» имел водоизмещение 65 тонн, отношение длины к ширине — больше 9, осадка носом 0,61 метра, кормой — 1,91 метра (с гребным винтом), винт был единственный, но защищён рулём. Толщина листов рубки и палубы над торпедными аппаратами — 6,4 мм, вдвое больше, чем на всём остальном корпусе. У корабля были роскошные интерьеры с применением тика и красного дерева, но скорость оставляла желать лучшего, составив 17,95 узлов. Как он на испытаниях показал 18,9 узлов? Скорее всего, хитрые британцы его не догрузили…

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Миноносец «Гагры»
Три «француза» также назвали именами городов черноморского побережья Кавказа: «Геленджик», «Поти» и «Гагры». В целом, не отличаясь принципиально от «Батума» (успевшего стать своего рода стандартом), они несли несколько полезных нововведений: наружные кили для защиты корпуса, регуляторы для предотвращения перебоев гребных винтов, указатели числа оборотов машин, опреснители… Интересно, что опыт наблюдения за строительством миноносцев на французских верфях стимулировал создание в России «опытового бассейна» для исследований вопросов гидродинамики, без чего создание скоростных кораблей было невозможно.
Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Миноносец «Поти»
Первым из «французов» в Россию прибыл «Поти». Корабль с водоизмещением 63 тонны развил на мерной миле скорость в 18,5 узлов. Миноносец прибыл в Севастополь летом 1883 года. Два других «француза» задержались на родине до марта 1884 года — судостроители исправляли недочёты в машинах. «Геленджик» при водоизмещении 74,7 тонны смог показать на мерной миле 17,8 узлов. Следует отметить, что, будучи значительным шагом вперёд по сравнению с миноносками, миноносцы мореходными были достаточно условно. О совместных действиях с крейсерами и броненосцами речи пока не шло. Именно на этом типе кораблей впервые появился «комплекс вооружения», который надолго стал стандартом: два неподвижных торпедных аппарата в носу и две 37-мм пушки.

Между тем, адмиралы, несмотря на все недостатки миноносцев, высоко оценивали это перспективное оружие. Сама возможность совместной атаки нескольких маленьких, быстрых, но главное — дешёвых корабликов на броненосец завораживала! Правда, тактические приёмы для этого предлагались, с современной точки зрения… оригинальные. Так, предполагалось подкрадываться к броненосцу малым ходом, выпускать торпеды и уходить на полной скорости… задним ходом! Зато посчитали количество миноносцев, необходимых для подобной атаки: по мнению начальника минного отряда контр-адмирала И. М. Дикого, 8 штук.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Винто-рулевая группа миноносца «Котлин»
«Батум», «Гагры», «Геленджик» и «Поти» стали «подопытными собаками»: на них проводили испытания, вероятно, больше, чем боевых упражнений. Моряки экспериментировали с котлами, пытаясь избавиться от проблемы вскипания воды, попадущей в цилиндры машин, устраняли протечки дымогарных трубок. Вероятно, в качестве эксперимента можно рассматривать и строительство на Балтийском заводе первого отечественного миноносца по типу «Батума», получившего название «Котлин». На нём испытывали различные варианты количества винтов, машин, формы корпуса. А главное — с установкой на миноносец машин со списываемых миноносок, «Котлину» достались машины с «Дрозда» и «Канарейки» — экономия, однако! Но первой отечественной серией миноносцев стали корабли типа «Измаил».

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
«Измаил»
«Измаил» был построен в Николаеве, а три его «систершипа» — в Санкт-Петербурге, в Новом Адмиралтействе. Корабли стали продолжением «Поти», который был признан лучшим из заказанных за границей. Презентовавший проект инспектор кораблестроительных работ Николаевского порта генерал-майор корпуса корабельных инженеров Нестор Коршиков акцентировал внимание на «лучшем ходе, поворотливости и лучших морских качествах» новых миноносцев. В частности, была уменьшена частота вращения гребного вала — со 100 до 60 оборотов в минуту, что обещало большую надёжность и долговечность машины. Также большое внимание уделялось недопущению перегрузки и увеличению остойчивости миноносца.
На Чёрном море к постройке «Измаила» приступили в июле 1884 года, а введён в строй корабль был 12 июля 1886 года. Цена корабля оказалась… высокой. Более 100 тысяч рублей за миноносец водоизмещением 73 тонны и с отнюдь не фантастической скоростью в 17,6 узла — это совсем недёшево! Объясняется это высокой долей импорта в машинной части корабля: в Гавре у Нормана заказали машинный регулятор, тахометр, инжектор, паровую донку Клапареда и 5 эжекторов. Сюда же вошли расходы на оснащение завода: были закуплены несколько токарных и токарно-винторезных станков и гидравлический насос для испытания котлов. Все следующие корабли серии обходились несколько дешевле.

Построенные корабли оказались качественными. Один из первых командиров особо отмечал, что установка наружного киля позволяла «перескакивать через боны и камни без особых повреждений» — для Балтики это было весьма актуально! Это заключение в дальнейшем подтвердили неоднократные посадки этих миноносцев на камни, не приводившие к серьёзным повреждениям корпусов.
Служба миноносцев типа «Измаил» была долгой и напряжённой. Даже когда они оказались выведены из 1-й линии (миноносцы в те годы устаревали не быстро, а стремительно!), эти недорогие кораблики продолжали активно использоваться. Они не только отрабатывали торпедные атаки, но и выполняли роль разведчиков при эскадрах, посыльных кораблей, буксировщиков щитов во время стрельб, на них проходили обучение матросы и офицеры, многие были переданы пограничной страже, некоторые использовались в качестве тральщиков. Сам «Измаил» был сдан на металлолом только в 1913 году, полностью выработав свой ресурс.

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Миноносец «Выборг»
Следующий миноносец, 125-тонный «Выборг», было решено заказать в Англии. С «Ярроу» договориться не удалось (в очередной раз обострились отношения с Британией), и заказ достался фирме «Джеймс и Джордж Томсон», предложившей построить корабль дешевле. Проект показался русскому Морскому ведомству интересным: компания предложила несколько новшеств, таких как установка электрического прожектора. Но не имея опыта, компания выполнила заказ не самым качественным образом, так что продолжения «Выборг» не получил. Далее последовала ещё одна серия из двух кораблей: «Ревель» и «Свеаборг». Здесь уже начинает прослеживаться не самая хорошая тенденция в технической политике МТК. Если строить первые корабли в качестве опытных логично, то далее… Становится видно, что должного внимания русское морское министерство миноносцам не уделяет. Особенно на фоне предприимчивых соседей…

Русские миноносцы: разнообразие и уникальность в военном флоте
Германский миноносец S-42 фирмы «Шихау»
Фирма «Шихау» начала свою деятельность с постройки миноносок для русского Балтийского флота. Но, набив руку на этом заказе, немцы получили уже от собственного правительства заказ, который на нашем фоне можно назвать колоссальным. В 1883 году компания начала строить для Кайзерлих Марине грандиозную серию из 65 миноносцев! Это были копии 65-тонного миноносца фирмы Ярроу, имевшего скорость 22 узла. К 1889 году строительство было завершено, и у русских моряков появились на Балтике опасные конкуренты.

Собственно говоря, именно крупный правительственный заказ побудил руководство Российского Императорского флота заказать у «Шихау» девять стальных миноносцев (того самого типа, что фирма строила для Кайзера, немного усовершенствованных) — три для Балтийского и шесть Черноморского флотов: «Або», «Виндава», «Либава», «Ялта

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity