Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии

Самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии
Графическая демонстрация возможностей самолёта PEGASUS

В начале августа ВВС Германии ввели в эксплуатацию новый самолёт радиоэлектронной разведки PEGASUS. В ближайшее время планируется получить ещё несколько таких аппаратов с аналогичными функциями. Эти новые машины позволят немецким ВВС восстановить утраченные возможности по разведке и обработке разнообразной информации.

Проблема и её решение

На протяжении длительного времени задачи радиоэлектронной разведки (РЭР) для вооружённых сил ФРГ выполнялись самолётами Dassault-Bréguet Atlantic, произведёнными во Франции. Однако в 2010 году они были списаны из-за морального и физического устаревания. В результате немецкая армия временно осталась без специализированной воздушной платформы.

Согласно планам того времени, в ближайшие годы компании EADS и Northrop Grumman должны были завершить создание тяжёлого БПЛА EuroHawk с разведывательными функциями. Однако в 2013 году проект был закрыт из-за недостаточного прогресса и чрезмерной сложности.

Следующая попытка восстановить флот РЭР была предпринята только через несколько лет. В середине 2021 года министерство обороны Германии начало программу PEGASUS (Persistent German Airborne Surveillance System — «Постоянная немецкая воздушная система разведки»), целью которой было создание нового самолёта РЭР.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
Первый PEGASUS на заводе Bombardier в США, 2024 г.
Основным разработчиком проекта PEGASUS стала немецкая компания Hensoldt AG, к которой присоединились Lufthansa Technik Defense и Bombardier Defense. В соответствии с контрактом, «Хенсольдт» должна была создать комплекс радиоэлектронного оборудования, «Бомбардье» занималась доработкой воздушной платформы, а «Люфтганза» отвечала за сборку и комплектацию новых самолётов.

ВВС ФРГ планировали получить три самолёта нового типа, а также заказали тренажёрный комплекс, различные запчасти и услуги поддержки. Первый «Пегасус» планировалось ввести в эксплуатацию в 2026 году, а третий — через два года. Точная стоимость контракта не была раскрыта.

Прогресс проекта

Разработка проекта PEGASUS заняла около двух лет. Осенью 2023 года три компании представили заказчику документацию по комплексу радиоэлектронного оборудования и доработке самолёта-платформы. В конце года состоялась защита проекта, по итогам которой подрядчики получили разрешение на продолжение работ.

По требованиям заказчика, самолёт РЭР PEGASUS был спроектирован на базе бизнес-джета Bombardier Global 6000. В ВВС ФРГ имеется три таких борта, которые ранее использовались для перевозки высокопоставленных чиновников. Для оптимизации расходов эти самолёты решили переоборудовать в носители специального оборудования.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
На рубеже 2023-2024 годов один из самолётов «Глобал-6000» был отправлен на завод компании «Бомбардье» в городе Уичито (США, штат Канзас). Вскоре там начался его капитальный ремонт и переоснащение по новому проекту. В ближайшем будущем подрядчик должен был получить ещё два бизнес-джета для проведения аналогичных работ.

В июне 2024 года Bombardier Defense впервые продемонстрировала строящийся самолёт РЭР для Германии. К этому времени его планер был модифицирован, включая установку дополнительных внешних агрегатов — обтекателей, антенн и прочее. В ближайшие месяцы самолёт обещали вывести на лётные испытания.

Первый полёт изделия PEGASUS состоялся в октябре 2024 года. Доработанная воздушная платформа подтвердила заявленные характеристики. Планировалась серия испытательных полётов, после которых борт собирались вернуть в Германию.

Завод компании Lufthansa Technik Defense в Гамбурге должен был установить всю необходимую радиоэлектронную аппаратуру и провести другие работы. После этого ожидались полноценные испытания с проверкой всех функций и возможностей. Как стало известно из последних новостей, эти мероприятия состоялись в недавнем прошлом.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
В начале августа 2025 года первый из переоборудованных самолётов был передан заказчику. В настоящее время ВВС ФРГ осваивают этот борт, и в ближайшее время начнётся его полноценная эксплуатация. Где именно он будет использоваться и какие задачи ему предстоит решать, по понятным причинам, не разглашается.

В ближайшие годы немецкие ВВС ожидают поставку двух следующих изделий PEGASUS. Предполагается, что три борта позволят восстановить систему воздушной РЭР и выполнять все необходимые задачи. Самолёты будут осуществлять вылеты в различные районы и собирать нужные данные. В зависимости от условий, они смогут работать как по отдельности, так и одновременно.

Платформа с аппаратурой

Самолёт разведки PEGASUS основан на доработанном пассажирском Bombardier Global 6000. В обширной пассажирской кабине и вне её расположено новое оборудование. Благодаря этому удалось сохранить все достоинства базовой воздушной платформы и добавить новые функции.

Global 6000 — это низкоплан с стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Длина самолёта — 30,3 м, размах крыла — 29 м. В пассажирской версии максимальная взлётная масса превышает 45 т, а полезная нагрузка — более 2,6 т.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
Монтаж обтекателя одного из антенных устройств под фюзеляжем
Самолёт оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce BR700-710А2-20, которые обеспечивают максимальную скорость 0,89 М и крейсерскую 0,85 М. Дальность полёта бизнес-джета достигает 11,1 тыс. км, а потолок составляет 16000 м.

В проекте PEGASUS используется новый комплекс радиоэлектронной аппаратуры Kalætron Integral, разработанный Hensoldt AG. Основные компоненты комплекса располагаются внутри бывшей пассажирской кабины, а также имеются несколько рабочих мест для экипажа. При этом точный состав оборудования и функции комплекса на новых самолётах РЭБ пока не раскрывались.

На внешней поверхности планера установлено несколько антенных устройств. Соответствующие обтекатели расположены в носовой части, как на бортах, так и на днище. Дополнительные устройства также находятся под хвостовой балкой и на вершине киля.

В состав комплекса Kalætron Integral входят несколько станций РЭР, работающих в различных диапазонах. Они способны фиксировать разные источники электромагнитных волн и определять их расположение. В первую очередь, обеспечивается обнаружение наземных и авиационных радиолокаторов.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
Первый взлёт самолёта PEGASUS
По желанию заказчика, в комплекс «Калэтрон Интеграл» могут быть интегрированы системы радиоэлектронной борьбы, что позволит самолёту РЭР не только обнаруживать, но и подавлять вражеские системы, средства и каналы связи.

Радиоэлектронный комплекс «Пегасуса» включает средства связи для работы в рамках управления НАТО. Самолёт с минимальной задержкой может передавать данные о выявленных объектах противника. Эта информация должна поступать в вышестоящие штабы, командные пункты или другим родам авиации.

Старые новые возможности

ВВС ФРГ получили первый самолёт радиоэлектронной разведки PEGASUS и ожидают ещё два в ближайшие годы. Начало эксплуатации такой техники имеет большое значение как для военно-воздушных сил, так и для вооружённых сил Германии в целом.

На протяжении последних полутора десятилетий Бундесвер не имел специализированных самолётов РЭР, что накладывало определённые ограничения на разведку и организацию операций. Это также увеличивало зависимость от других стран в рамках НАТО.

Современные самолёты радиоэлектронной разведки PEGASUS для ВВС Германии: возможности и технологии
С новыми самолётами PEGASUS ВВС Германии смогут восстановить утраченные возможности и снова получить важный инструмент с полным набором функций.

Следует отметить новизну проекта и его компонентов. Комплекс Kalætron Integral разрабатывался в последние десятилетия, а работы по проекту PEGASUS начались в 2021 году. Платформа Global 6000 серийно производится с 2012 года. Всё это подразумевает, что самолёт и его оборудование соответствуют современным требованиям и способны продемонстрировать все ожидаемые результаты.

Тем не менее, сейчас немецким ВВС предстоит столкнуться с некоторыми ограничениями. В настоящее время они осваивают новый борт и, вероятно, не смогут использовать его в полной мере. Кроме того, речь идет лишь об одном самолёте из трёх, два следующих «Пегасуса» ожидаются в течение следующих нескольких лет.

Полноценная разведывательная эскадрилья из самолётов PEGASUS будет сформирована и начнёт свою работу не ранее 2027-2028 годов. Однако первый борт из трёх уже принят в эксплуатацию и готов к выполнению задач, а также помогает нарабатывать необходимый опыт. Поэтому немецкие ВВС смотрят в будущее с оптимизмом и надеются на выполнение всех своих планов.

  • Рябов Кирилл
  • Hensoldt AG, Bombardier Defense
Источник
Оцените статью
Сitycelebrity