Тяжёлая крылатая ракета «Фламинго» для Украины: происхождение и особенности

Тяжёлая крылатая ракета для Украины. Откуда взялся «Фламинго»?Тяжёлая крылатая ракета «Фламинго» для Украины: происхождение и особенности
Готовое изделие КР Flamingo на ПУ

Журналисты Associated Press ознакомились с производственными процессами на заводе украинской компании Fire Point, где создаются новые крылатые ракеты Flamingo. Данные, приведенные в отчете AP, подтверждают предположения аналитиков издания Defense Express о том, что Flamingo является лицензионной версией британской ракеты FP-5, разработанной компанией Milanion Group. Новая ракета была впервые представлена на выставке IDEX 2025 в Абу-Даби в феврале текущего года.

Поразительное сходство с британским прототипом

Тяжёлая крылатая ракета «Фламинго» для Украины: происхождение и особенности
Старт КР Flamingo с наземной ПУ
«Миланион FP-5» представляет собой крылатую ракету, которая запускается с буксируемой пусковой установки. Данные о длине ракеты не указаны, но размах крыла составляет 6 метров. Максимальный стартовый вес — 6 000 кг, из которых примерно 1 тонна предназначена для боевой части. Дальность полета достигает 3000 км, продолжительность полета — 4 часа, крейсерская скорость — 850–900 км/ч, максимальная скорость — 950 км/ч, высота полета — до 5000 метров. Запуск производится с помощью твердотопливного ракетного двигателя, который сбрасывается после старта. Движение в полете обеспечивается воздушно-реактивным двигателем неуказанного типа.

Хвостовая часть КР Flamingo в сборочном цеху
Фрагментарные данные о украинской тяжелой КР Flamingo, упоминаемые журналистами Associated Press, совпадают с указанной информацией. Аэродинамическая схема обеих конструкций также идентична: прямое крыло и двигатель, расположенный в гондоле над фюзеляжем. Фюзеляж ракеты имеет монококовое строение, а наружная обшивка из стекловолокна является основным несущим элементом. Судя по опубликованным изображениям, фюзеляж имеет поперечные усиления в области размещения боевой части в носу и двигателя в хвостовой части.
Хвостовое оперение ракеты имеет Х-образную форму, что для таких крупных КР не совсем характерно и, вероятно, не оптимально с точки зрения аэродинамики. Обычно такой тип оперения используется для ракет, требующих высокой маневренности, таких как ЗУР, в то время как стратегические крылатые ракеты обычно имеют другую компоновку. Выбор Х-образного оперения, вероятно, обусловлен в первую очередь соображениями компоновки ракеты: крупная гондола маршевого двигателя с большим миделем сверху фюзеляжа и ускоритель значительно усложняли бы установку обычного оперения с горизонтальными и вертикальными рулями.
Британский аналитик Хай-Эй Саттон оценивает длину фюзеляжа Flamingo в 12–14 метров. Диаметр миделя фюзеляжа составляет 1,2 метра. Заявленный вес боевой части Flamingo (1150 кг) немного превышает значение, указанное в проспекте к британской КР FP-5. Радиовысотомер на украинской ракете, скорее всего, является стандартным НАТОвским — AN/APN-194. Такую же модель используют на AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун», в Британии она производится по лицензии, ранее устанавливалась на ПКР BAe Sea Eagle и в настоящее время используется на Storm Shadow.

Опубликованные изображения указывают на то, что боевая часть может представлять собой снятую с вооружения советскую универсальную авиабомбу ФАБ-1000 М62 или ФАБ-1500. В британском прототипе КР FP-5 в качестве БЧ используется либо 2000-фунтовая фугасная американская авиабомба Mk 84, либо противобункерная авиабомба BLU-109/B, что выглядит логично: украинцы использовали то, что им доступно в достаточном количестве. На Украине, вероятно, остались десятки тысяч таких авиабомб на старых советских авиабазах.

Ирина Терех, руководитель производственного отдела компании Fire Point, сообщила, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет 14 метров. Такая точность представляется реалистичной для ракеты, оснащенной модулем инерциальной системы и корректора спутниковой навигации (с антенной CRPA, менее подверженной помехам GPS, чем стандартная антенна), но без ГСН (инфракрасной или АРЛ ГСН).
Тип реактивного двигателя не уточняется. Исходя из тактико-технических характеристик британской FP-5, можно предположить, что ракета оснащена турбовентиляторным или турбореактивным двигателем. Британская версия использует двигатель Bristol Siddeley Viper с тягой 15,2 кН. Украинское КБ «Ивченко-Прогресс» когда-то имело широкий спектр подходящих для этой цели двигателей. Например, старый советский ДТРД АИ-25 мог бы подойти. В качестве силовой установки ракета, вероятно, использует именно этот относительно компактный двухконтурный турбореактивный двигатель, который разрабатывался и производился компанией «Ивченко-Прогресс» для советских ближнемагистральных Як-40 и широко использовался на легких учебно-тренировочных самолетах L-39 «Альбатрос», производимых в Чехословакии.

Хотя двигатель и довольно старый, он все еще весьма эффективен по современным меркам. С тягой 1720 кг, он достаточно компактен, его сухой вес составляет 350 кг при диаметре 611,6 мм. Расход топлива даже по современным стандартам неплох — 0,815 кг/кгс•ч. Для сравнения, расход топлива у современного ДТРД Williams International F107-WR-402 составляет 0,685 кг/кгс•ч для американской КР Tomahawk RGM/UGM-109E Block V. При этом новый Tomahawk Block V, имея пластиковый односекционный топливный бак объемом 360 кг, может достичь аэродинамической дальности полета в 2400 км на высоте 6000 метров или боевого радиуса действия в 1600 км (60% от аэродинамической дальности). В то время как для украинской ракеты двух тонн авиационного керосина должно хватить на 5000 км полета, что соответствует боевому радиусу действия в 3000 км.
Использование относительно крупного авиационного двигателя на крылатых ракетах выглядит нестандартно. Хотя сама КР, мягко говоря, не является стандартной, она больше даже таких советских гигантов, как КР П-5 (4М34) и П-500 «Базальт» (4М80). Вероятно, силовая установка была выбрана исходя из доступности в производстве и эксплуатации. Однако теперь маловероятно, что производство на запорожском заводе «Мотор Сич» будет идти на полную мощность.

Тяжёлая крылатая ракета «Фламинго» для Украины: происхождение и особенности
Носовая часть Flamingo в сборочном цеху (обтекатель ещё не установлен)
«Планер ракеты, похоже, изготовлен из углеродного композита. Ракета довольно примитивная, но должна быть очень мощной, если производить её в заявленных масштабах».
— Джон Ридж ?? ?? ??  21 августа 2025 года (соцсеть Х) .

В настоящее время компания Fire Point сообщает о темпах производства одной ракеты Flamingo в день, но ожидается, что к октябрю это число вырастет до семи ракет в день. Невозможно оценить, насколько реалистична эта цель, особенно учитывая значительные перебои в цепочке поставок такого оружия, например, в поставках вышеупомянутых реактивных двигателей (в достаточном ли количестве они имеются на складах) и чувствительной электроники для систем наведения. На выставке IDEX 2025 компания Milanion озвучила свою способность производить более 50 ракет FP-5 в месяц (примерно 1,6 ракеты в день), несмотря на то, что ранее никогда не занималась производством подобного оружия.

Вопросительные знаки

Доступ к оружию с такими характеристиками крайне важен для «Укровермахта». Средства воздушного нападения, которые ранее поставлялись с Запада, включая крылатые ракеты воздушного базирования SCALP-EG/Storm Shadow и баллистические ракеты малой дальности ATACMS, не обладают такой дальностью. В то же время беспилотники и ракеты, производимые украинским ВПК, не способны нести столь тяжелые боеголовки и не достигают скоростей «Фламинго». Благодаря новому оружию украинского производства многие российские гражданские и критически важные объекты, ранее находившиеся на безопасном расстоянии от линии соприкосновения, вскоре могут оказаться под угрозой со стороны «Укровермахта».

«Отдельный вопрос — происхождение ракеты и обстоятельства её разработки. Ранее портфель компании Milanion включал более простые системы вооружения, такие как 120-мм самоходные миномёты на шасси грузового автомобиля, барражирующие боеприпасы WarbleFly (вариант системы Giez польской компании MSP), а также беспилотные наземные и морские аппараты. Поэтому компания Milanion традиционно не ассоциируется с таким дорогим и сложным оборудованием, как крылатые ракеты»
— WarVehicleTracker?? ☧ 21 августа 2025 года (соцсеть Х).

Старт ракеты выполняется с направляющей, установленной на двухосном колесном трейлере. Ракета, вероятно, доставляется на стартовую позицию в разобранном виде, с демонтированными для упрощения транспортировки крыльями и хвостовым оперением, которые устанавливаются в процессе предстартовой подготовки. Возможно, ракета заправляется топливом непосредственно перед запуском, чтобы уменьшить транспортный вес и повысить безопасность перемещения по пересеченной местности. Это объясняет заявленное время подготовки к старту в 40-60 минут.
Следует отметить простоту конструкции «Фламинго» и её технологичность в производстве, а также большой объем внутренних топливных баков (2000 кг) для обеспечения высокой дальности полета, несмотря на другие летные характеристики. Хотя конструкция ракеты включает некоторые элементы, снижающие радиолокационную заметность, большинство из них сводится к использованию радиопрозрачных композитных материалов (стеклопластик) в фюзеляже, что не представляет серьезной сложности для современных РЛС в обнаружении достаточно крупных летательных аппаратов в плотном радиолокационном поле. Способность ракеты выполнять полеты на сверхмалой высоте (25–50 метров) обеспечивается надежным и проверенным временем высотомером с 50-летней историей использования на различных образцах ракетного оружия НАТО. Конструкция адаптирована для массового производства в условиях недостаточно оснащенных производственных мощностей.

Рекламная PR-акция с привлечением украинских телеканалов и прессы, проведенная по новой ракете и её производителю, вызвала беспокойство у западных кураторов, учитывая стратегическое значение проекта для «Укровермахта». Публикация фотографий работающей производственной линии и завода, а также изображения и имени руководителя производства крайне неосторожны. Надеюсь, разведка сможет воспользоваться этими подсказками и оперативно определить точные координаты объекта для передачи данных РВСН. «Фламинго», по всей видимости, представляет собой опасное оружие, способное нести в своей БЧ от 400 до 800 кг тротилово-гексагеновой смеси на значительную глубину. РВСН знают своё дело — залп одного дивизиона ПГРК «Орешник» тремя «конвенциональными» ракетами станет серьезной угрозой для «Укровермахта».

  • Сергей Кетонов
Источник
Оцените статью
Сitycelebrity