Точное происхождение олова в бронзовом веке является Святым Граалем археометаллургов. Вот уже 150 лет специалисты обсуждают вопрос, из каких шахт добывалось олово для всех мечей, шлемов, браслетов, тарелок или кувшинов бронзового века.
Обнаружение того, из каких шахт добывалось олово, могло бы дать далеко идущее представление о ранних торговых отношениях между Центральной Азией, Месопотамией, Северной Африкой, Левантом и Европой и, таким образом, о ранней глобализации, которая изменила мир.
Ключом к разгадке этой загадки может стать груз торгового корабля, затонувшего около 1320 г. до н.э. у того места, где сейчас находится западное побережье Турции, недалеко от Улубуруна. Затонувший корабль был обнаружен дайверами в 1982 году, а его груз извлечен подводными археологами. Помимо предметов роскоши, в нем было 10 тонн медных слитков и одна тонна оловянных слитков – гораздо больше, чем когда-либо было найдено ранее в бронзовом веке.
«Даже спустя 40 лет после открытия Улубуруна оловянная загадка остается, хотя мы приближаемся к ее решению, применяя новые методы», — говорит Эрнст Перницка, старший профессор Тюбингенского университета и научный директор Центра археометрии Курта Энгельхорна (CEZA) в музее Райсса-Энгельхорна в Мангейме.
В недавно опубликованном исследовании в журнале Frontiers in Earth Science исследователь CEZA д-р Дэниел Бергер и его соавторы, противоречат исследовательской группе, возглавляемой профессором Уэйном Пауэллом из Бруклинского колледжа в Нью-Йорке, который ранее заявил, что они смогли четко определить происхождение олова, оставшегося после кораблекрушения Улубурун.
Команда Пауэлла сообщила, что большая часть олова поступила из оловянного месторождения Мушистон на северо-западе Таджикистана, а также из двух рудников в Таврских горах недалеко от нынешней турецко-сирийской границы. Для анализа команда взяла образцы 105 оловянных слитков с места крушения, определив химические и изотопные характеристики 90 процентов оловянного груза. В частности, они измерили изотопные соотношения олова и свинца, которые, как и химический состав, дают ключ к разгадке происхождения олова. Также доля микроэлемента теллура указывает на месторождения олова в Средней Азии. Команда Пауэлла утверждает, что может сделать четкий вывод об атрибуции на основе совпадения подписей между слитками из Улубуруна и образцами оловянной руды из вышеупомянутых рудников.
Бергер и его коллеги опровергают это, заявляя: «Данные не подтверждают эту интерпретацию; это не позволяет сделать однозначный вывод». Для текущего исследования Бергер тщательно проверил химические и изотопные анализы предыдущих исследований и сверил их с набором данных Пауэлла.
«Из-за изотопных соотношений и химических характеристик было бы еще более вероятно, что по крайней мере часть груза оловянных слитков с места кораблекрушения Улубурун происходила из Корнуолла в Британии. В частности, к такому выводу приводит сравнение с оловянными слитками бронзового века из Британии и Израиля, которые мы рассматривали ранее по аналогичному вопросу происхождения. В конечном счете, однако, возможно, что олово происходит из Саксонско-Чешских Рудных гор или с Пиренейского полуострова», — говорит Бергер.
В целом, бронзовый век длился с конца четвертого тысячелетия до начала первого тысячелетия до нашей эры, но с разными началами и концами в зависимости от региона мира. Бронза, сплав меди и олова в соотношении девять к одному, значительно тверже меди в отдельности. Медные руды встречаются во многих регионах Евразии и Африки. Однако оловянные руды, доступные в бронзовом веке, можно найти лишь в нескольких местах Центральной Азии, Ирана и Европы. Тем более удивительно, что некоторые из самых ранних бронзовых артефактов были найдены в месопотамских городах-государствах речной системы Тигра и Евфрата. Но месторождений олова там нет; металл нужно было получать посредством международной торговли.
«Многочисленные археологические находки показывают, что Британские острова и Центральная Европа в бронзовом веке образовывали экономическую сферу со Средиземноморским регионом и были связаны транспортными путями рек Дунай, Рейн и Рона или через океан», — говорят Перницка и Бергер. Например, на затонувшем корабле Улубурун были найдены янтарные бусы, которые, вероятно, были проданы из Балтийского моря, что указывает на существование торговых путей с севера на юг.
Использование стандартизированных весов распространилось уже во втором тысячелетии до нашей эры, придя из Египта и Месопотамии, через Сирию, Анатолию и Эгейское море, а также через Альпы в Центральную Европу. Эти стандартные гири использовались для взвешивания товаров, в том числе оловянных слитков. Ко времени существования корабля Улубурун для Центральной Азии не удалось задокументировать ни весовые системы, ни установленные торговые связи с Европой и Восточным Средиземноморьем, что подчеркивает вероятность того, что олово пришло с запада.