В плену у Архары: Как Советская Армия Влияла на Сельское Хозяйство

В плену у Архары: Как Советская Армия Влияла на Сельское Хозяйство
Примерно такой бульдозер ушел под лед реки Архара зимой 1978 года

Двойной лед Архары

Краткое изложение сложных отношений между Министерством обороны СССР и Министерством сельского хозяйства представлено в материале «Целинная рота на Дальнем Востоке». Выяснилось, что без поддержки военных сбор урожая в Советском Союзе был невозможен, о чем делится в своих воспоминаниях полковник в отставке Федоров Федор. Продолжая цикл рассказов зампотеха, на этот раз мы обратим внимание на несколько эпизодов, которые дополнительно иллюстрируют степень взаимодействия военных и работников сельского хозяйства.
Безусловно, наибольший интерес для гражданских лиц представляла военная техника, способная преодолевать любые преграды. Но начнем с реки Архара, которая в полной мере демонстрирует суровый климат Амурской области и вводит в контекст описываемой ситуации. Дело в том, что зимы здесь очень холодные и малоснежные, а сама река отличается бурным течением – весной она полноводная, а к зиме уровень воды значительно снижается. Первые морозы появляются уже в середине октября и продолжаются до самой весны.
Оттепели в 70-е годы в Амурской области были крайне редким явлением. Первые морозы на реке Архара быстро образуют толстый слой льда, но при этом уровень воды в Амуре падает. В результате между двумя слоями льда образуется полутораметровая прослойка воздуха. Лед как бы нависает над скрытой от глаз водной гладью. Однако снега недостаточно, и со временем суровые дальневосточные морозы проникают и через эту преграду, замораживая реку под воздушной подушкой. В итоге получается многослойный пирог, состоящий из воды, льда, воздуха и снова льда, причем толщина верхнего слоя может достигать полуметра.
Эти вводные данные необходимы для понимания событий, разворачивавшихся в один из ясных зимних дней. На тот момент капитан Федоров, выполняя обязанности заместителя по технической части, был направлен для оказания помощи местному совхозу. Ситуация была непростой – бульдозер «Сталинец-100» попытался пересечь реку Архара и провалился под лед по капот моторного отсека. Местным, похоже, было лень добираться до специально предусмотренного моста, и они решили проверить прочность льда Архары одиннадцатитонной машиной.
Испытание прошло довольно успешно – бульдозер смог пробить самый толстый слой и застрял на нижнем ярусе льда. Это стало настоящей ловушкой. Окруженный со всех сторон толстым слоем льда, «Сталинец» оказался якорем, вытащить который можно было только перекопав половину речной долины. По-хорошему, для его извлечения подошел бы тяжелый кран, но как ему подойти к застрявшей машине? К тому же «Сталинец» мог пробить и нижний слой льда, опустившись на дно реки – в этом случае его точно можно было бы оставить до самой осени.
В плену у Архары: Как Советская Армия Влияла на Сельское Хозяйство
Эвакуация застрявшего бульдозера не была чем-то сложным – на берегу (к счастью, он был пологий) решили разместить тягач и тросами вытащить «Сталинец» из ледяного плена. Напомним, он находился в воздушной прослойке между двумя слоями льда. В качестве тягача выбрали учебный Т-55, собрали все имеющиеся тросы и направились к Архаре. На месте оказалось, что длины тросов не хватает – бульдозер ушел под лед почти ровно посередине реки.
И вот происходит совершенно авантюрная история. Т-55 решили отправить на лед реки, чтобы длины сцепленных тросов, наконец, хватило для операции. Если 11-тонный «Сталинец» ушел под лед, то 36-тонный танк с легкостью проломил верхний слой и почти по башню ушел в речную ловушку. История умалчивает, как ему удалось не уйти под воду – вероятно, место было выбрано очень удачно, где река промерзла до самого дна. В итоге в плену у Архары оказались уже две машины – на расстоянии бульдозер и у самого берега Т-55. От полной катастрофы ситуацию спасало отсутствие воды вокруг машин и их функциональность. В случае эвакуации они могли бы помочь тягачам своими гусеницами.
На помощь отправляется еще один учебный танк, который, благо, решили оставить на берегу. Какими-то невероятными усилиями удалось сцепить все три машины и дать задний ход. Это оказалось бесполезным – машины, как и ожидалось, буксовали. На этот момент возможности эвакуации техники у капитана Федорова исчерпались. Оба учебных танка уже были задействованы, боевые машины снимать нельзя, а тягачи по какой-то причине в полку отсутствовали.
И вот тут начинается самое интересное – у инженера совхоза, оказывается, имелись два «Кировца» и достаточное количество тросов. Почему руководство совхоза изначально не отправило на реку свою технику, остается загадкой. Вероятно, было проще и быстрее обратиться в ближайшую воинскую часть. В итоге это привело к эпической операции.
Два «Кировца» последовательно сцепили на высоком берегу, к ним присоединили Т-55 на берегу, затем «пленные» танк и бульдозер в Архаре. Самым сложным было начать синхронное движение, иначе существовала вероятность попадания троса под гусеницы, что значительно усложняло и без того непростую ситуацию. Всё получилось спустя полтора часа, когда сцепка потянула застрявшие машины, одновременно пробивая толстый речной лёд. В итоге «Сталинец» и Т-55 были вынесены на берег многотонными торосами льда, оставив до весны памятником человеческой неосмотрительности.

Медовая миссия

Упомянутый в рассказе совхоз занимался овощеводством, и с ним у 220-го полка сложились хорошие отношения. Каждую осень в распоряжение работников сельского хозяйства на несколько недель направлялась группа солдат, которые заготавливали для войсковой части морковь, свеклу, капусту и картошку. Но это не всё.
В начале сентября капитана Фёдорова вызывает к себе командир полка и говорит: «Знакомься, директор пчелосовхоза. Необходимо помочь вывезти мёд из тайги». Задача была нетривиальной. Местные пасеки располагались в сложных условиях, но качество мёда, надо отметить, было отличным. Однако своими силами пчелосовхоз не мог извлечь то, что приготовила природа – штатная техника не смогла бы пройти по такому бездорожью без серьезных потерь. Вопрос – зачем было так далеко забираться с пасеками, если самостоятельно вывезти нет возможности? Но это отдельная тема. Командир полка поставил задачу – нужно выполнять.
Для выполнения задачи решили отправить МТ-ЛБ из артиллерийского дивизиона. В каждой батарее имелась одна учебно-боевой машина, обладавшая особыми характеристиками. На тот момент это были МТ-ЛБ-В с широкими гусеницами, условно снегоболотоходные. Нужно отметить, что у автора воспоминаний остались только положительные впечатления от этого артиллерийского тягача. Машина была простой, надежной и неприхотливой. Для помощи амурским пчеловодам отрядили пару тягачей, предварительно сняв с них всё ненужное для миссии оборудование – требовалась максимальная вместимость как снаружи, так и внутри. Руководителем операции был назначен командир артиллерийской батареи.
В общей сложности военные вместе с пчеловодами курсировали по маршруту тайга – пчелосовхоз две недели и перевезли десятки тонн меда. В расположение части они вернулись усталые, но довольные. И были на то причины – пара МТ-ЛБ была под завязку набита 40-литровыми флягами с первоклассным медом. Тягачи в буквальном смысле приползли в часть. Объем меда, переданного в знак благодарности военным, значительно превышал штатную грузоподъемность МТ-ЛБ. И сами бронемашины были уставшими – краска ободрана, полки сорваны таежными буреломами, световые приборы отсутствовали напрочь. По признанию современников событий, никакая другая машина с такой сложной задачей не справилась бы. Разве что ГТ-СМ от Горьковского автозавода, удельное давление на грунт которого едва превышало давление человеческой ноги. На такой технике можно было бы и за грибами, и за ягодами в самую чащу.
В плену у Архары: Как Советская Армия Влияла на Сельское Хозяйство
МТ-ЛБ оказался идеальным для таежной пасеки
Следует отметить, что о совместной операции пчеловодов и артиллеристов знало ограниченное число людей, поэтому и мед разошелся строго по целевым нуждам. Одна фляга с медом досталась и капитану Федорову. Но по сложившейся традиции пять литров отлили зампотеху дивизии, пять литров – начальнику автобронетанковой службы армии и так далее. Примерно третья часть от изначальных 40 литров ушла заинтересованным лицам. А этот эпизод остался в истории как典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典典

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity