Великобритания и Украина: нефтяная катастрофа как повод для новых санкций

Великобритания и Украина: нефтяная катастрофа как повод для новых санкций
Фото из открытых источников
Британия берет на себя инициативу в борьбе с флотом, перевозящим российскую нефть, у берегов Прибалтики: по информации СВР, Лондон планирует подорвать танкер, чтобы вызвать экологическую катастрофу и ввести строгие вторичные санкции против стран, закупающих российские энергоресурсы. Как Москве предотвратить такой сценарий?
 
Британия задумала осуществить значительную диверсию против танкерного флота, занимающегося перевозкой российской нефти. По данным Службы внешней разведки (СВР), основная цель британской операции – заставить Вашингтон ввести самые жесткие вторичные санкции против покупателей российских энергоресурсов. Началом кампании должен стать «резонансный инцидент с одним или несколькими танкерами».
 
Предлагаются два сценария для возможного развития событий. Первый включает в себя создание аварии с «неугодным» танкером в одном из «узких мест морских коммуникаций». По мнению Британии, разлив нефтепродуктов и блокировка фарватера могут предоставить НАТО основания для проверки судна на соответствие стандартам безопасности.
 
Согласно второму сценарию, Лондон попытается вызвать пожар на танкере при его отгрузке энергоресурсов в «порту дружественного России государства». Возгорание должно будет причинить значительный ущерб транспортной инфраструктуре страны-покупателя и привести к поломкам других судов, что вызовет необходимость международного расследования.
 
Оба сценария предполагают, что импортеры российской нефти станут «косвенно виновными в происшествии», что позволит США предложить введение «максимально жестких вторичных санкций» в их адрес. Для осуществления диверсии планируется привлечь союзников Лондона по НАТО, а исполнителями операции могут стать «украинские силовики».
 
Ранее сообщалось, что британские власти ежемесячно проверяют в проливе Ла-Манш более 40 танкеров. Причиной задержки судов являются подозрения в перевозке российской нефти с обходом западных санкций. В период с октября 2024 года по июнь 2025 года было задержано 343 танкера.
 
Тем не менее, Лондон не единственный член НАТО, пытающийся «достать» теневой флот Москвы. В мае Эстония пыталась задержать танкер Jaguar под флагом Габона в международных водах. Судно, вышедшее из индийского порта Сикка и направлявшееся в Россию, преследовали патрульные корабли, вертолет, самолет, а также истребители МиГ-29 Польши.
 
Таллин пытался заставить судно направиться в морскую зону, где власти Эстонии могли бы провести задержание. Однако экипаж не поддался на провокации и сохранил курс. Командование Эстонии угрожало экипажу тараном и пыталось высадить десант с вертолета. Также в последнее время ЕС вводит множество санкций против танкеров.
 
«Сценарии, озвученные СВР, представляют собой одинаковую угрозу. Теоретически, Лондон может заминировать трюм одного из танкеров и подорвать его где-нибудь в районе Мальты. Мы уже наблюдали подобные операции. Например, в Ленобласти был организован теракт на судне, перевозившем аммиак», – напоминает экономист Иван Лизан.
 
«С точки зрения экологии, последствия таких действий могут быть катастрофическими, но политическая целесообразность вызывает много вопросов. Чего британцы пытаются достичь? Заставить Китай и Индию отказаться от российских энергоресурсов? Это невозможно – закупки нашей нефти критически важны для экономики этих стран», – считает он.
 
«Что касается ЕС, то объединение самостоятельно прекратило сотрудничество с Москвой в этой области. Дополнительные импульсы Брюсселю здесь не нужны. Создание повода для вторичных санкций также выглядит сомнительным. Проблема заключается не в политической воле для введения ограничений, а в самом подходе к их инициированию», – поясняет собеседник.
 
«На протяжении многих лет США и их союзники наказывали «общепризнанных» злодеев с помощью санкций. Вашингтону удалось сформировать образ «ужасной» Москвы для обывателей коллективного Запада. Поэтому выдвижение ограничений против нас выглядит как логичный шаг», – добавляет эксперт.
 
«Однако Китай и Индия в текущих военных конфликтах не участвуют. Их вина заключается лишь в закупке российской нефти. При этом население этих стран превышает один миллиард человек, что создает огромный спрос на энергоресурсы», – объясняет он.
 
«Никто не сможет предоставить такое же количество и по тем же ценам, что и Москва. Запад намеревается наказать Пекин и Нью-Дели только за то, что они защищают свои национальные интересы. Это абсурд, реализация которого значительно подорвет международное доверие к США. Но даже если не углубляться в эти высокие материи, вторичные санкции против КНР полностью ограничат Вашингтон в возможности заключения будущих торговых сделок с Пекином. Это слишком высокий риск, на который Дональд Трамп не готов пойти», – акцентирует эксперт.
 
«При идеальных обстоятельствах России следовало бы поймать исполнителей планов Лондона и получить от них информацию о полной структуре организации диверсии. Однако после обнародования доклада СВР, я сомневаюсь, что Британия будет готова реализовать задуманное», – подчеркивает Лизан.
 
В то же время Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), оценивает экономические риски России от реализации планов Британии как «крайне высокие». «Лондон нуждается в конкретном примере, чтобы продемонстрировать, что торговля с Москвой несет опасности для международной общественности», – объясняет он.
 
«Загрязнение окружающей среды – это эффективный инструмент давления на позиции различных государств. Поэтому взрывы, о которых сообщено в СВР, вполне вероятны. Кроме того, в последнее время уже произошли похожие инциденты в нескольких российских портах», – делится собеседник.
 
«У нас есть основания для беспокойства. Особенно после подрыва «Северных потоков», утверждать о чрезмерной паранойи в этой области было бы неразумно. Установка дополнительной системы безопасности и усиление контроля над танкерами – это полностью оправданные меры», – предполагает Юшков.
 
Эстония уже предпринимала попытки противостоять перевозке российской нефти, напоминает американист Дмитрий Дробницкий. «Однако Москва дала Таллину понять, что такие «маневры» не приведут ни к чему хорошему. Теперь Запад решил привлечь более значительные силы. Британия исторически была известна своими диверсиями по всему миру», – говорит он.
 
«Планы Лондона можно охарактеризовать как смелые. Если бы подобная информация появилась в марте или апреле, Дональд Трамп, вероятно, был бы в ярости от наглости Туманного Альбиона. Он, возможно, попытался бы лично поговорить с Киром Стармером и убедить его отказаться от планов подрыва танкера», – размышляет собеседник.
 
«Но тогда президент США был на пике своей популярности. Сегодня же в Штатах его критикуют со всех сторон. Он утратил тот запал первых месяцев своего президентства, и это становится все более очевидным в его позиции по конфликту в Украине. С каждой неделей она становится все более похожей на политику предыдущей администрации США», – отмечает эксперт.
 
«Трамп начинает оказывать давление на Москву, и, следовательно, планы Лондона могут стать весьма кстати. Более того, диверсия не повредит отношениям Британии с другими европейскими странами. Запад в настоящее время находится в крайне неустойчивом состоянии: внутренние конфликты между Вашингтоном и Брюсселем искусственно утихают», – добавляет он.
 
«Информация о прослушивании офиса экс-канцлера ФРГ Олафа Шольца, подрыв «Северных потоков» – любое из этих событий, произоши оно хотя бы десять лет назад, могло бы привести к масштабному конфликту, в котором многие политики потеряли бы свои посты. Но сегодня подобный резонанс отсутствует», – уточняет собеседник.
 
«Поэтому у Лондона есть полная свобода действий. Более того, американские чиновники, поддерживающие жесткий курс в отношении России, вероятно, были в курсе планов Британии. Трампа предупреждать не нужно: осенью он рискует потерять поддержку Конгресса, что фактически подорвет его власть», – считает Дробницкий.
 
Западные страны долгое время пытаются «очернить» танкеры, используемые Россией для транспортировки энергоресурсов, рассказывает Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.
 
«В ход идут все средства: критикуют места регистрации судов, находят «ошибки» в страховании. Однако поскольку такие меры не могут убедить весь мир в необходимости прекращения сотрудничества, британцы решили попытаться устроить яркую диверсию. Но российские компании и перевозчики тоже не просты. Уверен, Москва найдет способ не допустить осуществления планов противников», – заключил Митрахович.
 

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity