Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю

Винтовые фрегаты: ударная сила
60-фунтовая пушка — серьёзный калибр!

Энергичная деятельность генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича привела к созданию для Российского Императорского флота маневренных канонерок с миноносками, скоростных клиперов и прекрасных корветов, но всё это… Не предназначалось для серьёзных сражений! Клипер, вооружённый 6 орудиями, вызывал страх у торговых судов, но в бою с английским кораблем, даже не броненосцем, а шлюпом, не смог бы устоять. Корветы с 11 и 17 пушками также выступали в роли «уничтожителей торговли», разведчиков и первопроходцев, но в настоящем бою им тоже было бы нелегко. Более того, парусные линейные корабли к тому времени уже не были особенно актуальны. Более того, бомбические орудия во время Синопа продемонстрировали, что количество пушек на старых линейных кораблях стало избыточным. Как позже выразил свою мысль адмирал Андрей Попов: «Сокращать количество артиллерии и увеличивать её калибр». Поэтому ещё одним классом судов, которые пополнили ряды российского флота, стали винтовые фрегаты. Эти корабли уже были вполне подготовлены для столкновения с серьёзными противниками!
Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Баллада Жуковского «Светлана»: уберите детей и беременных женщин от экрана!
Первым из них стал «Светлана». Утверждать, что фрегат был назван в честь распространённого женского имени, было бы неточно. Имя Светлана было придумано поэтом Александром Востоковым в 1803 году, но получило популярность после публикации баллады «Светлана» Василия Жуковского в 1811 году — типичного хоррора XIX века, начинающегося с милых слов «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». Однако, до Октябрьской революции девочек с таким именем почти не называли (разве что неофициально, как «домашнее имя»), а русская православная церковь начала крестить с этим именем лишь в 1943 году! Чем же кораблю было выбрано столь необычное имя? Возможно, это связано с тем, что Жуковский был наставником детей императора Николая Павловича, и Константин Николаевич хранил о нём добрую память? Сегодня на этот вопрос сложно ответить, но название корабля подтвердил император Александр Николаевич…
Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Спуск на воду французского корабля, на стапелях достраиваются фрегат «Светлана» и яхта «Штандарт».
Фрегат стал прямым опровержением известной фразы капитана Врунгеля «как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», но начнём с самого начала. Русское Морское ведомство в июне 1856 года заказало верфи «Колло и Компания» в Бордо постройку фрегата и корвета. О корвете, получившем название «Баян», я уже говорил, а фрегат по контракту должен был стоить казне 2800000 франков (каждый день задержки в постройке наказывался штрафом в 500 франков). Однако Колло обанкротился и продал верфь инженеру Арману вместе с русскими заказами, и тот выставил дополнительный счёт ещё на 1130000 франков. Тем не менее, сторонам удалось мирно договориться, и Арман получил ещё один заказ — на императорскую яхту «Александра» (позже переименованную в «Штандарт»).

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
На палубе фрегата «Светлана», худ. Александр Беггеров.
Корабль был заложен 13 октября 1856 года, а 3 мая 1858 года его корпус был спущен на воду. Сформированную в Кронштадте команду на «Светлану» доставил пароход «Камчатка», и 27 сентября начались ходовые испытания, а 7 октября фрегат направился в Санкт-Петербург. Однако, как это бывает с кораблями новых классов, всё не прошло гладко, и первый российский винтовой фрегат не стал исключением: возникли механические проблемы, и «Светлане» пришлось пройти ремонт сначала в Спитхэде, а затем — в Киле. Командир корабля, адъютант Константина Николаевича и экс-главный редактор журнала «Морской сборник» капитан 1-го ранга Платон Лисянский предложил зимовать в Киле, но проинспектировавший корабль генерал-адмирал решил продолжить переход. Фрегат вышел из порта, но в шторм на корме открылась течь, и «Светлана» была вынуждена стать в док в Копенгагене (благо отношения правящих русской и датской династий были более чем хорошие). В итоге новый корабль добрался до Кронштадта лишь 9 мая 1858 года.

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
«Светлана» в штормовую погоду. худ. Александр Беггеров.
«Светлана» имела водоизмещение 3188 тонн, длину — 77,6 метра, ширину — 14,6 метра, осадку 6,6 метра. Корабль был полностью оснащён парусным вооружением, а двигатель представлял собой горизонтальную паровую машину фирмы «Шнейдер» из Крезо, мощностью 450 номинальных лошадиных сил (1113 индикаторных лошадиных сил), с 6 котлами; единственный гребной винт мог подниматься, чтобы не мешать движению под парусами. Максимальная скорость фрегата достигала 12 узлов, средняя составляла 8,5–10,5 узлов, дальность плавания с запасом угля в 212 тонн — 2000 миль, а экипаж насчитывал 24 офицера и 414 матросов. Корпус был изготовлен из дуба, тика, красного дерева и сосны, скреплённый по системе Армана с использованием множества железных конструкций. На борту имелись 22-вёсельный баркас, 16-вёсельный катер, 12-вёсельный катер, 8-вёсельный бот, 6-вёсельный вельбот, 6-вёсельный ял и 2-вёсельный ял. Также была установлена опреснительная установка. Иногда встречается упоминание генератора для освещения, но… До появления ламп накаливания (и электрических свечей Яблочкова) оставалось ещё около двадцати лет, так что, вероятно, это оборудование установили позже.
Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
30-фунтовая морская пушка
Вооружение фрегата, по сравнению с клиперами и корветами, было впечатляющим! 2х60-фунтовых орудий №1 на поворотных платформах на палубе, 26х60-фунтовых орудий №2 — 20 в закрытой батарее, 4 на палубе (калибр 60-фунтовых пушек — 196 мм, орудия №1 имели длину ствола в 15 калибров, №2 — 13 калибров), 4х36-фунтовые (калибр — 173 мм) погонные и ретирадные орудия в закрытой батарее (по два на корме и в носу), 10х30-фунтовых (калибр — 164 мм) орудий на палубе.

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»
Вторым «иностранцем» среди русских винтовых фрегатов стал «Генерал-Адмирал». Его заказали 8 сентября 1857 года в США, на Нью-Йоркской верфи Уильяма Вебба, стоимость контракта составила 1018000 долларов. Американцы, получив контракт, не стали долго тянуть с закладкой и заложили корабль на следующий день — 9 сентября. Строили тогдашние заокеанские кораблестроители быстро: ровно через год корабль был спущен на воду, а 3 июля 1859 года прибыл в Кронштадт, где был довооружён (в США на него установили только 2 то ли 2-пудовых, то ли 3-пудовых пушки системы Дальгрена).

Фрегат имел водоизмещение 5669 тонн, длину — 99 метров, ширину — 16,7 метра, осадку — 7,2 метра, корпус был построен из американского вечнозелёного дуба и сосны, набор диагональный, усиленный железными раскосами. Корабль был полностью оснащён парусным вооружением, а в качестве механического двигателя использовалась двухцилиндровая паровая машина бруклинской фирмы «Новелити Айрон Воркс», мощностью 2000 индикаторных лошадиных сил. Пар на машину подавался от шести коробчатых горизонтальных огнетрубных котлов, чьи дымоходы выводились в телескопическую дымовую трубу. Винт был двухлопастной, подъёмный, со съёмными лопастями, запас угля составлял 760 тонн, максимальная скорость хода под парами — 12,25 узлов. Автономность по топливу — 12 суток, по провизии — 75 суток.

Вооружение фрегата соответствовало его имени! В закрытой батарее находились 36х60-фунтовых бомбических орудий №2 и 4х36-фунтовых орудий №2 — погонные и ретирадные. В носу и на корме размещались две пушки Дальгрена (то ли 2-х, то ли 3-х пудовые), а на палубе — 24х60-фунтовых и 2х36-фунтовых пушки. Всего — 70 стволов (в дополнение были ещё пара 12-фунтовых единорогов и 24-фунтовая пушка — для десанта)! Экипаж насчитывал 25 офицеров и 765 матросов.

Это были два винтовых фрегата иностранного производства, в то время как на русских верфях было построено ещё 9 кораблей: «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Севастополь». Начинать рассказ о них лучше с «Аскольда».
Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Винтовой фрегат «Полкан» — несостоявшийся прототип
На самом деле, строительство корабля было решено ещё до Крымской войны. «Высочайшее повеление» о постройке в Санкт-Петербурге нового пароходо-фрегата было дано императором Николаем Павловичем 8 июня 1851 года. Вскоре в Пароходном комитете и Кораблестроительном департаменте было решено строить корабль с винтовым движителем вместо колёсного, и встал вопрос о проекте. Чиновники морского ведомства долго решали: строить ли новый корабль по проекту фрегата «Полкан» (при закладке — «Палкан», но потом переименовали!) (единственного русского винтового фрегата в Крымскую войну), но «Полкан» был переработкой под паровую машину проекта фрегата «Паллада», и было решено закупить у англичан чертежи винтового фрегата «Империез», чем занялся полковник корпуса корабельных инженеров Карл Иванович Швабе.

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Британский винтовой фрегат «Империез» где-то в группе товарищей
Чертежи были приобретены к тому моменту, когда в каменном эллинге Нового Адмиралтейства уже готовились к закладке киля корабля на основании расчётов корпуса «Полкана». 12 июня Швабе привёз теоретический чертёж «Империеза» — английского 50-пушечного фрегата, строившегося на тот момент в Детфорде. После изучения чертежей русские специалисты пришли к выводу, что «Империез» является лучшим из английских фрегатов I класса, и они не ошиблись! Проект фрегата, разработанный Болдуином Уокером, действительно сочетал в себе все достижения кораблестроения середины XIX века. Однако… Вывести корабль «английского образца» через бар Невы было сложно, поэтому русские кораблестроители решили немного «уменьшить осадку», уменьшив длину и, соответственно, водоизмещение корабля, добившись осадки носом в 6,1, а кормой — 6,4 метра, что должно было позволить вывести фрегат из верфи в Кронштадт. Однако при этом пришлось пожертвовать четырьмя орудиями, сократив вооружение с 50 пушек до 46.

Корпус корабля был заложен в присутствии Константина Николаевича 18 сентября 1852 года. Построить корпус взялся купец 1 гильдии Кудрявцев, главным строителем назначили корабельного инженера штабс-капитана К. Ф. Шаттена. К этому времени уже был заключён контракт на поставку паровой машины и котлов с Дэмсом Несмитом из Манчестера, который согласился построить паровую машину мощностью 360 номинальных лошадиных сил. Однако уже после заключения контракта выяснилось, что Несмит никогда паровых машин не производил! Поэтому, на всякий случай, было решено оставить корпус фрегата на стапеле и спустить его на воду весной 1854 года.

Строительство шло согласно графику, и деньги за машину и котлы были переведены в Англию. Однако, с Несмитом Морскому ведомству пришлось разорвать контракт, но решено было всё равно закупить механическую часть в Англии — у Д. Пенна. Однако, тот потребовал больше денег, ссылаясь на дорогую медь, но медь ему пообещали предоставить из России бесплатно. Тем временем, фрегат получил имя — «Мария». Командовать новостройкой назначили бывшего командира пароходо-фрегата «Камчатка» капитан-лейтенанта П. А. Шевалдина. Стройка шла, но…
Внезапно началась Крымская война, и на поставку машин из Англии больше нельзя было рассчитывать! Поэтому копию машины заказали Гальванопластическому литейному и механическому заведению Санкт-Петербурга. Изготовить её должны были по чертежам машины фрегата «Полкан».

Фрегат спустили на воду 6 июля 1854 года, 17 июля Великий Князь Константин распорядился перевести корабль в Кронштадт и вооружить. В закрытой батарее планировалось установить 24х68-фунтовых бомбических орудий (калибр 204-мм), 4х30-фунтовые (калибр — 164-мм) длинные пушки, на верхней палубе — 14х30-фунтовых пушек средней пропорции, плюс — по две такие же пушки на баке и на юте. Итого: 46 орудий с боекомплектом 100 выстрелов на орудие.

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Винтовой фрегат «Аскольд» в Кильском порту. худ. А. А. Тронь (с карманного календарика за 2015 год)
22 июля 1855 года фрегат был готов к выходу на рейд, 13 сентября на заводе протестировали паровые котлы, при испытаниях присутствовал командир фрегата — капитан 2 ранга Иван Унковский. К 19 ноября котлы были смонтированы на корабль, но поставка машин затягивалась: Гальванопластическое заведение было завалено заказами и не справлялось с работой. Только 20 ноября 1856 года была проведена первая проба механизмов. Практически одновременно корабль получил новое имя — «Аскольд». Испытания механической части выявили множество недостатков, но, к счастью, к тому времени Крымская война закончилась, и появилась возможность заказать в Англии новый коленвал взамен неисправного. Затем проходили испытания, во время которых погнулась одна из лопастей гребного винта, но 14 сентября 1857 года фрегат был принят в казну.

Фрегат «Аскольд» имел водоизмещение 2834 тонны, длину — 61,6 метра, ширину — 14,78 метра, осадку носом — 6,1 метра, кормой — 6,4 метра. Набор корпуса, киль, штевни и большая часть надводной части корпуса были изготовлены из курляндского дуба, подводная часть корпуса, внутренняя обшивка и бимсы — из сибирской лиственницы, палубный настил — из сосны. Часть корпусных конструкций были железными, изготовленными на заводе Берда, подводная часть — обшита медью. Остойчивость у корабля, по отзывам специалистов, была отличной! Паровая машина низкого давления питали четыре котла коробчатого типа, под парами корабль мог развить скорость 8,25 узла. Двухлопастной гребной винт, традиционный для кораблей этого времени, мог подниматься, чтобы не мешать движению под парусами.

Винтовые фрегаты: мощь морского боя и их влияние на naval историю
Выход из реки Тахо фрегата «Илья Муромец» на буксире парохода «Камчатка», худ. А. Боголюбов.
После постройки «Аскольда» в Архангельском адмиралтействе был заложен ещё один винтовой фрегат: «Илья Муромец». Он стал первым в серии, в которую вошёл ещё один фрегат — «Громобой» (по их чертежам впоследствии был построен третий — «Пересвет»). Строителем «Муромца» выступил подполковник корпуса корабельных инженеров Фёдор Загуляев

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity