

«Черноморский флот потерпел крах в защите Севастополя, а Балтийский флот стал рядом блокшивов, которые лишь осталось разобрать на дрова», — метко охарактеризовал своё наследие молодой генерал-адмирал, второй сын императора Николая Павловича, Константин. Командующий без флота… Однако Константин Николаевич проявил себя как решительный и энергичный человек. Были заказаны Путиловские канонерки и первая серия винтовых клиперов, построенных в Архангельске. Но строительство линейных кораблей и фрегатов пришлось сократить. Как показала Крымская война, боевое значение парусников стремительно снижалось, завершение строительства морально устаревших судов в этих условиях не имело смысла. Парусники использовались для транспортировки войск из Финляндии, однако после 1856 года к службе не привлекались. К 1862 году все парусники были исключены из боевого состава флота. Настало время для новых кораблей!

Великий князь Константин
В 1857 году был утверждён новый штат Балтийского флота (после войны Черноморский флот России был обязан ограничиться 6 корветами, 9 транспортами и 4 пароходами): 18 винтовых линейных кораблей, 12 фрегатов, 9 пароходофрегатов (колёсные пароходы считались безопаснее гребных винтов, так как у них не было отверстий ниже ватерлинии), 14 винтовых корветов и 100 канонерских лодок. При этом уже в 1856 году все корветы «11-пушечного ранга», построенные на Охтинской верфи, были введены в строй: «Боярин», «Буйвол», «Вепрь», «Воевода», «Вол», «Волк», «Гридень», «Зубр», «Медведь», «Новик», «Посадник», «Рында», «Рысь» и «Удав». Именно они, вместе с 6 винтовыми клиперами Архангельской постройки, должны были стать основой русского флота в Мировом океане, имена которых до сих пор можно найти на картах Дальнего Востока России…
Корвет «Богатырь»
Что это были за корабли? Полное водоизмещение — 903 тонны, длина без бушприта — 49,78 метра (по кильватерной линии — 46,23 метра), ширина — 9,73 метра, осадка носом — 4,26 метра, кормой — 3,76 метра. Паровая машина — 200 лошадиных сил, скорость хода под парами — 7,5-8,5 узлов, под парусами — до 12 узлов. Вооружение — 11 24-фунтовых карронад с длиной ствола в 8 калибров: пять по бортам на неповоротных станках и одна — на баке, на поворотном станке в диаметральной плоскости (впоследствии вооружение несколько раз менялось, в том числе с установкой тяжёлых 60-фунтовых орудий №2). Корпуса — дуб, лиственница и сосна, подводная часть — с медной обшивкой, три мачты с парусным вооружением по типу «корабль». Каждый корвет имел на борту два 10-вёсельных и один 6-вёсельный ял и 4-вёсельную гичку.
Проектирование, подготовку комплектов чертежей и строительство осуществлял поручик корпуса корабельных инженеров Аристарх Иващенко под контролем капитана 2-го ранга Ивана Шестакова. Для восьми корветов кормовые доски с изображением соответствующих животных изготовил скульптор Пётр Карлович Клодт. Тем не менее, качество постройки не всегда было идеальным… Корабли пришлось «доводить» по мере эксплуатации, что, в общем, обычное дело для новых проектов.

Корвет «Воевода» в бухте св. Ольги
Однако стоит отметить, что питерские корабелы создали красивые корветы!
«В Бресте, когда корвет „Воевода“ был введён в док, французские инженеры восхищались конструкцией его подводной части, и во всех портах иностранные морские офицеры любовали наружным видом клиперов», — писали в «Морском сборнике».
В сентябре 1857 года первый отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав» прибыл на Чёрное море. В апреле следующего года сюда пришёл второй отряд из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк». Тем не менее, рассказать что-либо интересное о черноморских корветах сложно. Корабли выполняли службу у берегов Абхазии: блокировали поступление припасов и военных советников к имаму Шамилю — именно в это время шёл завершающий этап Кавказской войны. К началу русско-турецкой войны 1878 года все они уже были списаны и отправлены на дрова. А вот у их балтийских коллег жизнь была гораздо насыщеннее и интереснее!

Корвет «Новик»
19 сентября 1857 года на Дальний Восток отправился 1-й Амурский отряд винтовых судов под командованием капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова — будущего адмирала. В состав отряда вошли корветы «Боярин», «Воевода», «Новик», клиперы «Джигит», «Пластун», «Стрелок» и транспорт Российско-Американской компании «Император Николай I». По прибытии в Копенгаген на «Боярине» начались проблемы с машиной, что задержало отряд в Дании на несколько недель. После Копенгагена корабли зашли на Шербурский рейд, где подготовились к дальнему походу. Однако для «Боярина» поход оказался недолгим: в шторм корабль потерял фор-стеньгу и две брам-стеньги и отправился в Брест под сопровождением флагманского «Воеводы», остальные корабли отряда двинулись курсом на мыс Доброй Надежды.
Корвет «Боярин»
Только в январе следующего года «Боярин» вышел в море, оставив «Воеводу» в Бресте для устранения дефектов, капитан 1-го ранга Кузнецов перенёс свой флаг на «Боярин». От Бреста до мыса Доброй Надежды корабль добрался за 67 дней, проходя в среднем по 200 миль в сутки. В Саймонс-Бей Кузнецов перенёс флаг на «Новик», и 13 апреля отряд вновь отправился в путь.
С 15 на 16 мая балтийцы пережили ужасный шторм в Индийском океане, качка была такой, что на кораблях зашкаливали креномеры, тем не менее отряд отделался «малой кровью»: «Новик» потерял фок-стаксель. 26 мая отряд вошёл в Зондский пролив, а 4 июня был в Сингапуре, где исправлял повреждённый в шторм рангоут до 12 июня. 28 июня корабли прибыли в Гонконг, где они разделились: «Стрелок» и «Пластун» ушли в Печелийский залив, а оставшиеся корабли — в Де-Кастри, куда прибыли 5 августа. Здесь капитан 1-го ранга Кузнецов получил приказ о присвоении ему звания контр-адмирала и распоряжение командующего Сибирской флотилией направиться в Николаевск-на-Амуре.

Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский
На корветах генерал-губернатор граф Николай Муравьёв-Амурский совершил несколько визитов в Японию и Цинскую империю, где проводил переговоры об уточнении границ и решении сахалинского вопроса. 11 июня отряд собрался в Хакодате. В начале января 1860 года Александр II решил сформировать в китайских водах эскадру под командованием капитана 1-го ранга Ивана Лихачёва. Отряд крейсировал в Японском море, проводил географические исследования и выполнял дипломатические поручения. 15 января 1861 года «Боярин», «Воевода» и «Джигит» отправились на Балтику и 15 августа прибыли в Кронштадт.

Корвет «Посадник»
Тем временем, 19 июня 1859 года на Дальний Восток отправился 2-й Амурский отряд, флагманом которого был назначен корвет «Посадник». Вместе с корветом в поход вышли клиперы «Наездник» и «Разбойник». Старшим отряда был назначен известный дипломат, генерал-лейтенант и сенатор Александр Дюгамель. Командиром «Посадника» стал герой Синопского сражения капитан-лейтенант Николай Бирилёв. Первое происшествие не заставило себя долго ждать: корвет встретил терпящий бедствие французский бриг «Понт де Челс», который пробил дно о риф. На бриг была высажена аварийная партия из двенадцати матросов и мичмана фон Шанца. Партия заделала пробоину, откачала воду из трюма с помощью ручной помпы Доутона с «Посадника», после чего русский корвет взял бриг на буксир и доставил его в Брест.

Мунэ Ёсиёри губернатор Цусимы
Отряд двигался на Дальний Восток не самым оптимальным маршрутом: через Мадейру и Рио-де-Жанейро. Русским морякам необходимо было наработать опыт океанских плаваний (и заработать морской ценз, без которого продвижение при Константине Николаевиче было бы невозможно). Таким образом, в Нагасаки корабли прибыли только 17 июня, где вошли в состав «эскадры Китайского моря» — первой независимой русской эскадры в Тихом океане.
Эскадре требовался незамерзающий порт для базирования, поэтому были начаты поиски такового, причем в глубокой тайне и без консультаций с японским правительством, чтобы не привлекать к этому факту излишнего внимания. Подходящим кандидатом на эту роль показался остров Цусима. 20 марта «Посадник» вышел из Хакодате и 1 марта был на рейде Имосаки, где Николай Бирилёв получил разрешение от местного феодала Мунэ Ёсиёри на обследование бухты, а также основание временной морской станции русского флота.
3 апреля над Цусимой был поднят русский флаг, установлена палатка и выбрано место для строительства склада и лазарета. Пока экипаж занимался ремонтом корабля (требовалось заменить фок-мачту, осмотреть дейдвудную трубу гребного винта и еще кое-что по мелочи), старший штурманский офицер, подпоручик Л. Чуркин, занимался промером глубин и картографированием островов Цусимской гряды.

Адмирал Джеймс Хоуп
К сожалению, сохранить секретность не удалось: в середине августа бучу подняли английские послы Алькок и Гаррис и адмирал Джеймс Хоуп — главнокомандующий Китайско-Ост-Индской станции Королевского флота. В общем, под давлением джентльменов японское правительство отозвало разрешение на строительство станции на Цусиме в тот самый момент, когда строительство шло полным ходом. Бирилёв тянул как мог, но 7 сентября «Посаднику» пришлось покинуть Цусиму. 10 февраля 1862 года корвет вышел в обратный путь. По дороге командир всё же зашёл на Цусиму, где тепло попрощался с местным губернатором — как видно, с Мунэ Ёсиёри у него сложились дружеские отношения. 16 апреля «Посадник» уже был в Либаве. По возвращению в Кронштадт экипажи корвета и клиперов «Наездник» и «Разбойник» были награждены годовым окладом жалования.

Корвет «Аскольд»
Однако корветы «11-пушечного ранга» были заложены ещё во время Крымской войны, а новая политика флотского руководства Российской империи требовала постоянного присутствия русских кораблей в Мировом океане, желательно, сильнее клиперов и малых корветов. Поэтому штабс-капитан Нестор Коршиков в 1856 году разработал проект нового корвета — «17-пушечного ранга». В 1859-62 годах были заложены четыре таких корабля: «Богатырь», «Аскольд», «Варяг» и «Витязь». Корветы строились на различных верфях: «Богатырь» в Новом Адмиралтействе, «Аскольд» на Охтинской верфи, «Варяг» в Великом княжестве Финляндском на Улеаборгской верфи, «Витязь» — также на финской Бьёрнеборгской верфи.

Корвет «Витязь»
Корпуса кораблей были изготовлены из горной сосны, дуба, ели, тика и лиственницы. Машины… Тут был полный разнобой. «Богатырю» досталась новая машина завода Берда, мощностью 360 лошадиных сил. «Аскольд» получил машину с винтового фрегата «Аскольд». Предшественнику не повезло: введённый в строй в 1857 году, он в 1861 году был списан на дрова — тогда корабли быстро морально устаревали. На «Варяг» установили машину с систершипа «Аскольда» — фрегата «Полкан», дополненную новыми котлами Кронштадтского пароходного завода. Для «Витязя» машину приобрели у бельгийской фирмы «Коккериль». Трубы у всех корветов были телескопическими, чтобы не мешать работе с парусами, и располагались перед грот-мачтой. Водоизмещение новых корветов составило 2155 тонн (плюс-минус лапоть — строили-то на разных верфях…), длина — 66,29 метра, ширина — 12,09 метров, осадка 5,87 — 6,12 метров. Экипаж — 324-356 человек.
Несмотря на устаревшие и маломощные машины (и не самые лучшие из-за этого скоростные характеристики), корабли обладали отличной мореходностью, что на тот момент было важнее — кораблям предстояло совершать дальние вояжи. Тем не менее под парусами корветы шли со скоростью 10 узлов, под парами — 11 узлов. Изначально вооружение этих кораблей состояло из 17 60-фунтовых бомбических пушек: одной №1 и 16 №2.

Корвет «Варяг»
Из всех четырёх корветов наиболее интересная судьба выпала «Варягу». Им командовал герой обороны Севастополя капитан-лейтенант Роберт Лунд. В 1863 году вспыхнуло очередное польское восстание, что вызвало дипломатические демарши Франции и Англии. Поэтому было решено направить крейсерскую эскадру не на Дальний Восток, а в Атлантику, к берегам США. Дело в том, что в Америке была в разгаре Гражданская война, причём англичане откровенно симпатизировали Югу. Россия, чтобы прищемить «англичанку, которая гадит», поддержала Север. Поэтому к берегам США и была отправлена эскадра контр-адмирала Степана Лесовского в составе фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветов «Варяг» и «Витязь», а также клипера «Алмаз». Одновременно к Тихоокеанскому побережью Северной Америки проследовала эскадра контр-адмирала Андрея Попова — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак».

Командир «Варяга» капитан-лейтенант Роберт Лунд
Операция готовилась в условиях строгой секретности. Была составлена инструкция для Лесовского, в которой прописаны районы крейсерства для каждого из кораблей на случай, если Великобритания решится на вмешательство в польский конфликт. «Варяг» должен был действовать на пути из Англии в Южную Америку, «Витязь» — на маршруте от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены.
Роял Нэви эскадру Лесовского позорно проспал, и появление русских кораблей у американского побережья 29 сентября 1863 года стало для Владычицы морей неприятным сюрпризом. «Варяг» по Потомаку поднялся к Вашингтону, где ему была устроена восторженная встреча. А 2 февраля 1864 года экипаж корвета спас от пожара Аннаполис: на берег были спущены
